КиноСоветское киноТеатр

ЗАИКАНИЕ И ПОТЕРЯ ПАМЯТИ: ЧТО МЕШАЛО АКТЕРУ КТОРОВУ

24 апреля отмечал день рождения Анатолий Кторов (1898-1980), актер до старости проходивший под блаженным знаком неудачи. Парадоксальным образом, однако, Кторов остался в истории кино, фильмы с его участием любят и помнят.

У Кторова имелись жесткие противопоказания именно к актерской профессии. Во-первых, он с пяти лет заикался, испытав в детстве шок при виде горящего дома. Во-вторых, был патологически застенчив и застенчивость эта, одновременно с заиканием, на сцене только усиливалась. В школу-студию Комиссаржевского юношу приняли поскольку из-за Первой мировой войны образовался дефицит мужских загривков, а отчислить из студии за профнепригодность собирались несчетное количество раз. Удерживала только внешность Кторова, его умение себя подать. 

Постепенно Анатолий вылечился от заикания, правда, скромность осталась. 

После окончания училища Кторова никуда не брали настолько, что он, отчаявшись, поступил на факультет общественных наук. Учился вяло, потеряв интерес к жизни вообще. Выяснилось, что интересует его только сцена. 

КТОРОВ И ИЛЬИНСКИЙ В ФИЛЬМЕ "ПРОЦЕСС О ТРЕХ МИЛЛИОНАХ"
КТОРОВ И ИЛЬИНСКИЙ В ФИЛЬМЕ «ПРОЦЕСС О ТРЕХ МИЛЛИОНАХ»

Снова на сцену Кторов вышел в театре Корша, где играл вплоть до 1933 года. Там же нашел жену, актрису Веру Попову, которая была на девять лет старше. Голос Поповой мы до сих пор слышим в мульте «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», где она бесподобно читает текст от автора. Кроме того, Попова озвучивала Герду в «Снежной королеве». С кино ей, в отличие от мужа, не повезло.

А вот Кторов во второй половине 1920-ых добился славы героя-любовника. Главным кинорежиссером в его жизни стал Яков Протазанов, снявший актера в картинах «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена». В этих фильмах сформировался дуэт Кторова и Ильинского (ПОЧЕМУ УВИДЕВ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ СВОИ ФИЛЬМЫ, ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ ПРОСИЛ ВЫКЛЮЧИТЬ ЭТОТ БАЛАГАН). 

К своей славе Кторов относился с иронией, понимая, насколько кинематограф использовал его внешность, до сути не добравшись. Он говорил: «Люблю успех не меньше других, но не хочу и боюсь дешевого успеха». 

"ПРАЗДНИК СВЯТОГО ЙОРГЕНА"
«ПРАЗДНИК СВЯТОГО ЙОРГЕНА»

Театр Корша был последним частным театром СССР. В 1933 его слили с МХАТом. Из коршевской труппы МХАТ взял Кторова, Попову и Петкера. 

Кторов МХАТ боготворил, но это было уважение без взаимности. Главный театр страны презирал киношную славу и Кторов начал отказываться от киноролей, тем паче ничего интересного не предлагали. Режиссера уровня Протазанова не попадалось, да и Протазанов Кторова разочаровал. Получив приглашение на кастинг в экранизацию «Бесприданницы» актер рассчитывал на роль Карандышева, которого играл на сцене. Протазанов же по прежнему видел его в роли негодяя-любовника. Кторов сыграл в «Бесприданнице» Паратова и ушел из кино на тридцать лет.

А в театре его использовали в качестве дублера. Кторов стоял в очереди за Качаловым, Москвиным, Прудкиным. Если они заболевали или уставали, наступал его час. Ни одну значимую постановку конкретно за Кторовым не закрепили. Только в 1947 он получил возможность сыграть профессора Серебрякова в «Дяде Ване», эта роль на долгие года стала его визитной карточкой. 

"БЕСПРИДАННИЦА"
«БЕСПРИДАННИЦА»

Новый поворот жизни Кторова случился, когда ему исполнилось 64 года. МХАТ объявил сокращение штата и уволил жену актера Попову. Кторов собирался уходить вслед за ней. Удержала его Ангелина Степанова, затеявшая под себя постановку пьесы «Милый лжец». 

В основе «Милого лжеца» лежала переписка Бернарда Шоу и актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл. Кторов, представший в образе Шоу, покорил абсолютно всех. На него снова обратил внимание кинематограф.

Сергей Бондарчук, ставивший «Войну и мир», пригласил Кторова на роль князя Болконского. Пробы прошли неудачно, Кторов от роли отказался, но режиссер настоял.

Это была еще одна победа.

Но, увы, уходить надо вовремя, а Кторов дотянул до времени, когда у него начала сдавать память. Дошло до того, что Степанова отказалась играть с ним в «Милого лжеца».

Кторов же работал во МХАТе до самой смерти.

Ушел в 1980-ом, во сне.

Оставшись навсегда на полотне экрана.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»