НИКОЛАЙ ОЛЯЛИН. СЛАВА — АЛКОГОЛЬ — УТРАТА СЛАВЫ — НИЩЕТА — СНОВА СЛАВА
22 мая, за месяц до начала Отечественной войны, родился актер, ставший воплощением советского солдата. Речь о Николае Олялине (1941-2009).
Олялин образец для показа насколько извилист актерский путь, где вершина может в одно мгновение обернуться днищем, чтобы вознести к новой вершине.
Изначально ничего не предвещало, что Олялин актером будет. Выходец с Вологодчины, он моментально выдавал свое происхождение специфическим говором.
Однако, набиравший курс в ЛГИТМиК Алексей Ян в юношу поверил. За три курса он поставил Олялину правильную речь.
Еще во время учебы Николай Акимов пригласил Олялина в Ленинградский театр комедии. Сам актер всю жизнь рассматривал себя как эксцентрика, сетуя, что режиссеры видели его героем.
«Героя», однако, режиссеры видели в Олялине не всегда. И сначала Николай попал если не в руки Акимова, то в команду Исаака Штокбанта, создателя питерского театра «Буфф», с подмостков которого шагнули на эстраду Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Елена Воробей. Уж кто-кто, а Штокбант на гротеске просто специализировался.
Почему же он не увидел комический дар Олялина?
Они сошлись на сцене только что созданного Красноярского ТЮЗа. Штокбант тоже закончил ЛГИТМиК и получил распределение в ТЮЗ на должность главрежа. В Красноярск распределили и весь актерский курс Олялина. Хлопоты Акимова оставить полюбившегося артиста в Ленинграде не помогли.
Отношения Олялина со Штокбантом не сложились по обыденной причине: Штокбант не давал ему заметных ролей и Олялин разразился эпиграммой: «Искусству нужен наш Штокбант, как на … розовенький бант».
Эпиграмма эта:
А) неоригинальна, используя прием «Искусству нужен…», цитировать не буду, погуглите;
Б) несправедлива, ибо Штокбант ставил спектакли хорошие, пусть и без участия Олялина;
В) дошла до Штокбанта.
Да, эпиграмма дошла до Штокбанта и тот записал Олялина во враги. Тем не менее, даже при таком раскладе Николай умудрился сделать роль полицейского Свистунова в «Ревизоре» Гоголя настолько уморительной и значимой, что об актере заговорили.
Но начавшийся путь комика, прервал ураган славы.
Принято думать, что военное амплуа Олялина сформировала эпопея Юрия Озерова «Освобождение». На самом деле, это амплуа появилось в дебютной картине Олялина «Дни лётные», где он сыграл летчика-истребителя (1966). После этого в Красноярск полетели вызовы на пробы в таких картинах, как «Щит и меч», «Путь в Сатурн», «Майор Вихрь». Администрация театра со Штокбантом во главе бросала их в мусорку, Олялина не оповещая.
О вызове на пробу в «Освобождение» Олялин узнал через третьи руки.
Эта проба и сделала карьеру артиста.
Он сыграл капитана-артиллериста Цветаева.
Образ, предложенный Олялиным, приняли все – ветераны, высокое начальство, призывники и обещающие ждать их из армии девушки. Упрочивая славу, актер сыграл в потрясающей трехсерийке «Обратной дороги нет» начальника ложного обоза, везущего ящики с камнями, самурайски отвлекая тем самым немцев от обоза настоящего, и вычисляя в отряде предателя. В «Джентльменах удачи» появился в роли полковника милиции.
Казалось, все у Олялина складывается гут. Из Красноярска он перебрался на студию имени Довженко. Получил в Киеве квартиру. У Олялина была прекрасная жена, в 1966 у пары родился сын.
Но, как нередко бывает при большой славе, возле Олялина появился алкоголь. Дошло до того, что председатель Госкино Украины поставил вопрос об увольнении актера из киностудии с волчьим билетом. Заступился за него первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий, спросивший: пробовали ли Олялина лечить?
Актера положили в клинику и о, чудо!, больше он не пил до конца дней своих.
Но, вот парадокс, став трезвым актер будто потерял кураж. Звездный статус уходил во многом из-за желания Олялина сменить амплуа. Фильм «Ливень», где он сыграл немого лесничего, давшего приют молодой девушке, популярностью у зрителя не пользовался, хотя именно там Олялин показал настоящий актерский класс. В дилогии «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» Олялин предстал в образе золотоискателя Силантия. Это была сильная роль, но отрицательная, тяжеловесная, симпатии у среднего зрителя к актеру не прибавляющая.
Только в 1982 году Олялин нащупал новое амплуа «Русич», сыграв Пашку Молчана в многосерийке «Россия молодая» и Вещего Олега в «Легенде о княгине Ольге». С тех пор Олялин позиционировал себя, как русского человека, озабоченного сохранением векового уклада, с ужасом видящего, как Родина расползается по швам. К сожалению, самые худшие его прогнозы начали сбываться.
Во время развала государства Олялин оказался на Украине. Снятые им как режиссером фильмы «Неотстрелянная музыка», «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть…» (оба 1990), «Воля» (1992) не просто провалились в прокате, они там даже не побывали, став жертвой хаоса.
Наступило дикое, унизительное безденежье.
Олялин говорил:
«Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».
Президент Украины назначил Олялину именную пенсию, но расходов она покрыть не могла, ведь у актера диагностировали врожденный порок сердца и требовалась операция сродни той, что сделали Ельцину. Деньги на нее помог найти главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин.
Из очередной воронки Николая Олялина вытащил Петр Луцик. Сначала он пригласил его в ролики социальной рекламы «Русский проект», а потом снял в фильме «Окраина». Более осмысленной, стильной и культурной постмодернисткой игры на развалинах Советского кино, чем «Окраина» Луцика я просто не знаю. История о мужиках, возвращающих отнятую у них землю, в сказовой манере предупреждает, что терпение русского народа на исходе, и лучше уж вы НАС не доводите.
Сыграл Олялин замечательно.
В последние годы он снова стал нарасхват. После роли инквизитора в «Ночном…» и «Дневном…» дозорах Олялина начала узнавать на улицах молодежь. А ведь был еще «Бумер-2», сериалы «Есенин» и «Охота на изюбря».
Ушел Олялин востребованным актером.
Его сердце остановилось во сне.