Кто сбежал из «Аншлага»?
30 декабря отмечает день рождения Регина Дубовицкая, мотор передачи «Аншлаг».
Эта передача яркий пример, что все имеет свой срок, телевизионный успех тоже.
При первых появлениях в 1987 году «Аншлаг» затмил популярнейшую на тот момент передачу «Вокруг смеха» (ПОХОХОЧЕМ?), хотя уже тогда было ясно, что это путь вниз — от юмора высокой пробы к общедоступной гоготайке.
Если передача Иванова делала акцент на авторах, то Дубовицкая дала зеленую улицу артистам. Если «Вокруг смеха» выходил раз в квартал, то аншлаговская компания в пору сомнительного расцвета веселила зрителя пару раз в неделю.
К чему это привело?
К текучке. Эфир надо было наполнять, а новые номера появлялись не так часто, как хотелось. В результате нередко «свежий» выпуск мастырился из старья.
Именно из-за текучки начались конфликты Дубовицкой с артистами.
Первым из «Аншлага» дернул Ян Арлазоров, казалось бы, обязанный Дубовицкой больше, нежели остальные артисты (Неудачный брак юмориста Арлазорова).
Поясню…
Одним из слагающих успеха «Аншлага» стал приход Дубовицкой со своей командой. До телевидения она редакторствовала в радиопрограмме «С добрым утром!», подарив эфир десяткам эстрадников. Соответственно ее связывали дружеские отношения с Винокуром, Шифриным, Задорновым, Петросяном. Все они к моменту появления «Аншлага» были раскручены и с удовольствием поддержали начинание старой подруги.
Что касаемо Арлазорова, то его раскрутил именно «Аншлаг». Хотя с фирменной импровизацией включения в номер зрителей Ян появился в «Вокруг смеха» еще в бородатом 1980-ом году. Тогда он не выстрелил. А с «Аншлагом» выбился в первые топы артистов. Все только и повторяли «Эй, мужик!»
Поскольку Арлазаров держался только на приеме (вне заигрывания с залом зритель его просто не принимал) приходилось работать безошибочно, высчитывая реакцию по секундам. Арлазоров не мог просто пробубнить в микрофон моноложик. До телеэфира номер прокатывался по концертам, совершенствуясь.
А Регине надо было быстрее.
Отказываясь работать на всех парах, Арлазоров покинул раскрученную передачу.
Позже он объяснял:
«Почему я ушел из «Аншлага»? Как говорится, мавр сделал свое дело… Свою роль в становлении этой передачи я сыграл и ушел».
В ряде изданий мелькает информация, что Арлазоров с Дубовицкой судился, но это не точно. Во всяком случае, мне не удалось выяснить даже время судебных разбирательств. Кто дошел до суда если не с Дубовицкой, то с компанией «Артэс», «Аншлаг» производящей, так это Ефим Шифрин.
Из «Аншлага» он ушел в 2000 году, причем планировал уйти не один, а уведя за собой Клару Новикову и Михаила Евдокимова. Между тройкой существовала договоренность на словах, но друг с подругой в итоге Шифрина кинули, с Региной оставшись.
Открытие Шифрина Дубовицкая тоже приписывала себе, с любовью рассказывая, как парня не пускали на телевидение, и она протащила его на радио.
Его уход из «Аншлага» не комментировала никак. Для народа Шифрин по-прежнему входил в аншлаговский пул, поскольку старые записи с его участием постоянно показывались. Артисту это надоело. В 2005 он потребовал компенсацию в полтора лимона за нарушение авторских прав, объясняя:
«Не знаю, годится ли такая аналогия, как «мертвые души»… Люди, снявшиеся в каком-нибудь проекте, продолжают приносить доход их создателям. Но ведь мы, артисты, живые пока еще. И то, что я исполнил несколько лет тому назад, имеет ко мне отношение до сих пор»
Миллионов, конечно, Шифрин не получил, удовлетворившись 160-ю тысячами.
Существовал еще один момент взаимоотношений передачи и артистов. Его озвучила сама Дубовицкая, отвечая на вопрос, получают ли те за показ в «Аншлаге»? Или, может, сами платят?
Ответ звучал так: не получают, сами не платят. Интерес артиста, — заиметь с помощью «Аншлага» популярность.
Налицо главная проблема российского шоу-бизнеса, когда артист сперва готов ради популярности лечь под любого продюсера, дабы затем от него убежать, наплевав на все обязательства.
Если сначала «Аншлаг» окучивал артистов, добившихся популярности еще при царе Горохе, то на исходе века Дубовицкая открыла несколько новых имен: Сергей Дроботенко, Елена Воробей, Геннадий Ветров.
Как ехидно заметил Арлазоров: «Еще, к сожалению, там снимаются молодые артисты, которым совсем некуда деваться».
Ничего, скоро нашлось куда, когда отколовшийся от «Аншлага» Петросян создал «Кривое зеркало».
Впрочем, один из самых перспективных актеров открытых «Аншлагом», Юрий Гальцев покинул теплую компанию еще до этого и если нынче Гальцев отзывается об «Аншлаге» с теплотой, прежних его воззрений это все равно не отменяет. На волне ухода «Аншлаг» Гальцев аттестовал как «грандиозный замысел при ничтожном исполнении».
«Когда ездили с «Аншлагом», нас с утра строили, и мы, как в армии, шли на прием пищи, а потом строем шагали сниматься. Регина Дубовицкая заставляла нас улыбаться. Приходилось «смешить камеры»…
Артисты не только уходили от Дубовицкой, случалось, она их выгоняла. Так произошло с дуэтом куплетистов Бандурина и Вашукова (ТУТ КУПЛЕТУ И КОНЕЦ… КАК РАЗВАЛИЛСЯ ДУЭТ БАНДУРИНА И ВАШУКОВА). Некий автор ухитрился продать частушки дуэту и Петросяну одновременно. Не разобравшись, Регина прямо на пресс-конференции заявила, что молодые артисты воруют тексты у мастеров, а вместо извинений не приняла у Бандурина и Вашукова очередной номер. Ребята разродились в отместку куплетом: «Я «Аншлаг» смотрю и плачу, там Регина в передаче слишком Дубовицкая», после чего о сотрудничестве не могло быть и речи.
Несмотря на все терки «Аншлаг» жив по прежнему. В новогодние каникулы 2021 года у него три эфира день за днем.
Значит, смотрят до сих пор.
Есть желающие…