Киплинг в Голливуде
18 января ушел из жизни Редьярд Киплинг (1865-1936), первый английский литератор, удостоенный Нобелевской премии.
Читают и «смотрят» его до сих пор. Не так давно вышла в прокат очередная голливудская версия «Маугли».
Но мы поговорим о творениях сэра Редьярда, которые экранизировал Голливуд в период своего «Золотого века».
Сразу бросается в глаза, что Киплинга голливудские кинематографисты прописывали по разряду семейного кино. Предполагалось, что на экранизации родители потащат детей, а если девушка захватит молодого человека, то дабы показать ему как детки хороши, и не пора ли кое-кому играть свадьбу да заводить собственных.
Да, в подавляющем большинстве этих фильмов основную роль играют дети.
В 1937 классик кино Джон Форд экранизировал рассказ Киплинга «Крошка Вилли Винки», о том, как девчушка трогательно соседствует с военными в шотландском полку, базирующемся в Индии.
Вилли Винки играла самая популярная девочка тех лет Ширли Темпл. Главного ее друга Виктор Маклаглен, прославленный Фордом за два года до того в ленте «Осведомитель».
Фильмы с участием Ширли Темпл никогда не были моей чашкой чаю. Чем старше девочка становилась, тем больше сознавала, чего именно хотят от нее взрослые и все реже могла их умилительной реакции добиться. Детская непосредственность мутировала в кривляние.
И хотя в «Крошке Вилли Винки» Темпл показала, что есть порох в пороховницах к достижениям Джона Форда этот фильм отнести никак нельзя.
В том же году вышла экранизация романа «Отважные капитаны». Режиссером выступил Виктор Флеминг, чья фамилия стоит также в титрах блокбастеров «Волшебник из страны Оз» и «Унесенные ветром».
По сюжету избалованный сынок миллионера попадает на шхуну, где проведет три месяца и подружится с рыбаком Мануэлем. В главной роли талантливый подросток Фредди Бартоломью, зарекомендовавший себя игрой в экранизациях классики. В его активе Дэвид Копперфильд, маленький лорд Фаунтлерой, сын Анны Карениной.
В 1937 году Бартоломью находился в своей лучшей форме, но куда ему было переиграть Спенсера Трейси (рыбака Мануэля). За Мануэля Спенс получил первый «Оскар».
В 1939 Джордж Стивенс выпустил боевик «Ганга Дин». В основу сюжета о туземце, который спасает английского солдата ценой собственной жизни, легла одноименная баллада Киплинга, разбавленная его же рассказом «Три солдата».
Подобрался звездный состав – Кэри Грант, Виктор Маклаглен, Дуглас Фэрбенкс-младший, Джоан Фонтейн, Сэм Джаффе. Фильм веселый, залихватский, по настоящему приключенческий. И, может, единственный из всех картин, о которых идет речь в данном посте, не «семейный».
По замыслу авторов в финале «Ганга Дина» появлялся сам Киплинг, но вдова запротестовала. Пришлось «Киплинга» вырезать.
Впервые английские кинематографисты братья Корда обратились к творчеству Киплинга в 1937 году, сняв фильм «Маленький погонщик слонов». Это был чисто британский проект с участием юного актера-индийца Сабу.
Мировую славу Сабу принесла цветная сказка продюсера Александра Корды «Багдадский вор» (1940), после которой братья со своим актером-талисманом получили предложение из Голливуда о дальнейшей совместной работе. В 1942 году вышла экранизация «Книги джунглей». Сабу играл Маугли, Золтан Корда режиссировал, Александр Корда продюсировал, Винсент Корда был художником-постановщиком.
«Книгу джунглей» увидел и советский зритель, получивший фильм в подарок от создателей. Поскольку картину дарили бессрочно, в 1990 свихнувшийся Советский кинопрокат выпустил ее снова. Кем надо быть, чтобы в эпоху видеосалонов пытаться привлечь широкого зрителя не шедевральной картиной сорокалетней давности, я не знаю.
В 1950 режиссер Виктор Сэвилл представил свою версию экранизации романа «Ким», о пацане, который помогает английским разведчикам в Индии. Мало того, что главную мужскую роль играл находящийся на грани творческого истощения Эррол Флинн, так еще роль Кима досталась малообаятельному подростку Дину Стоквеллу.
Фильм вышел скучным, затянутым, но необыкновенно красочным. В плане показа экзотики там все было гут.
Таковы экранизации Киплинга «Золотого века» Голливуда.