КиноСоветское кино

Леонид Галлис и Лидия Драновская. Катастрофа в начале пути

11 января родился Леонид Галлис (1911-1977), актер, потерпевший наравне со своей партнершей по фильму «Поезд идет на восток» Лидией Драновской (1922-2008) творческую катастрофу там, где ожидался мощный старт.

И если Галлису удалось встать на ноги, много и счастливо сниматься, то Драновской, увы…

Тем удивительнее, что сейчас Драновская известнее и почитаемей. С другой стороны судьба ее драматичнее и дает больше поводов поразмышлять об ужасах актерской профессии.

Галлис был старше Драновской больше чем на десять лет. Актер с неплохим театральным опытом. В 1935 окончил техникум при театре имени Всеволода Мейерхольда, мастер принял Леонида в труппу. 

Галлис успел во время спрыгнуть с тонущего корабля Мейерхольда, перейдя в театр имени Ермоловой. На этой сцене он счастливо работал почти сорок лет, до самой смерти.

В отличие от Галлиса, для которого картина Юлия Райзмана «Поезд идет на восток» стала первой картиной, Лидия Драновская на экран возвращалась. Начала сниматься она в 15 лет, дебютировав в молодежном фильме Якова Протозанова «Семиклассники» (1937). Потом была картина для юной аудитории «Брат героя» (1940). В 1941 девушка поступила во ВГИК. 

Успешно начавшуюся карьеру прервала война.

В комедии «Поезд идет на восток» Драновская получила главную роль.

«Поезд идет на восток» это такое «роад-муви», любовная история на фоне страны. Герои Драновской и Галлиса отставали от поезда и, пройдя через взаимную неприязнь, проникались друг к другу симпатией. Зритель любит такие фильмы — красивые, молодые герои, нормальные человеческие чувства.

А вот Сталину лента не понравилась. На просмотре со словами: «Я сойду на этой станции» вождь покинул зал и даже реплика сына Василия, что он бы с такой девушкой как Драновская, доехал бы до конца, положения не выправила. 

Чем не потрафила вождю эта картина, можно только гадать. Может, то был удар по автору сценария Леониду Малюгину, который после Сталинской премии за пьесу «Старые друзья» стал фигурантом травли как космополит. Может, не глянулась Драновская, утверждающая на экране другой тип героини нежели Ладынина и Орлова, берущая начало от Франчески Гааль или, если брать наши пенаты, довоенной Янины Жеймо.

А может Сталин не принял картину как государственный зритель. Стало общим местом утверждение, будто Сталин приветствовал лакировку. Да не лакировку он приветствовал, а демонстрацию вектора развития: «Вот как будет, да уже местами и есть!» Картины вышедшие одновременно с райзмановской, — «Весна», «Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской», — напоены ветром времени. В «Поезд идет на восток» ветра времени нет. Это лакировка жанровая, и никакие вмонтированные в картину тосты в честь товарища Сталина, и паровоз «Иосиф Сталин» положения не спасают. Действие сей картины можно перенести в любую страну и в любое время. Настоящий космополитизм. Думаю, Иосиф Виссарионович это почувствовал. 

«Поезд идет на восток» убрали с экранов Москвы и Ленинграда. 

Галлиса и Драновскую перестали снимать. 

Для Галлиса это оказалось менее болезненным, после семи лет простоя он вернулся и много еще чем кинозрителя порадовал. 

«ДВА КАПИТАНА»

Разве забудешь респектабельного злодея Николая Антоновича Татаринова из первой экранизации «Двух капитанов»? Главного буржуина из «Сказки о Мальчише -Кибальчише»? Гиляровского в «Сюжете для небольшого рассказа»?

ГЛАВНЫЙ БУРЖУИН

С Драновской вышло сложнее. Галлис был универсальным актером, а Драновская — инженю со склонностью к травести, комедийная героиня. Дай ей соответствующий драматургический материал, понимающего режиссера, и мы бы имели актрису потрясающего масштаба. Но Лидии даже свой театр найти не удалось.

Когда разразилась катастрофа, Драновскую взяла в Центральный Детский Театр ее педагог по ВГИКу Ольга Пыжова. Ушла из ЦДТ актриса весьма скоро, что-то не срослось. Приземлилась в театре Киноактера, раздутые штаты которого подбирали всех неудачников.

Там Драновская просидела до самой пенсии, особо не играя.

В кино тоже вернуться не получилось. Фильмография Лидии пестрит пометками «Имя персонажа не указано».

КТО ПОМНИТ ЛИДИЮ ДРАНОВСКУЮ В «СЛУЖЕБНОМ РОМАНЕ»?

Вытащил Драновскую из небытия, за что низкий ему поклон, Виталий Вульф, сделав о ней передачу в цикле «Серебряный шар». После этого у Лидии прошел творческий вечер на сцене Дома Актера, а режиссер Игорь Апасян дал ей заметную роль в экранизации Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».

Уходила Драновская вспомненная всеми…

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»