КАК ДОЛЬФ ЛУНДГРЕН УБЕЖДАЛ ВСЕХ, ЧТО ОН НЕПЛОХОЙ АКТЕР
3 ноября родился Дольф Лундгрен (1957), долгие годы бывший маркером очень плохого кино про качков.
При этом Лундгрен предпринимал поистине титанические усилия, позиционируя себя актером, и не достигая уровня даже Ван-Дамма, пока последний не спустился до уровня Лундгрена (КАК ВАН ДАММ УПАЛ В ДНИЩЕ, И КАК ОТТУДА ВЫБРАЛСЯ).
В последнее время репутация Дольфа вдруг начала явно меняться.
Его готовы признать драматическим актером.
Попробуем понять, почему и как это произошло.
Никто не пробовал отрицать спортивных достижений Лундгрена, благо они на виду.
В 1977 юноша стал чемпионом Швеции по борьбе кекусинкай. В 1979 проиграл на чемпионате мира японцу Накамуру. В следующем году победил на открытом чемпионате Великобритании.
При этом «качок» мечтал о высшем образовании. Закончил в Стокгольме Королевский технологический институт, получил диплом бакалавра химического машиностроения. Учился в Сиднейском университете.
Судьбу его переломил роман с певицей Грейс Джонс. Та сманила молодого человека в Нью-Йорк.
Сначала Дольф пытался пробиться в модельный бизнес, но ему сразу выдали запретный знак. Ростом парень вышел так хорошо, что с ним было трудно ассоциировать себя рядом среднестатической девушке, — мало найдется принцесс, мечтающих о великанах.
Выигрышный билетик в кино Лундгрен вытащил в 1985 году, когда Сильвестр Сталлоне пригласил его в раскрученную франшизу «Рокки». Роль звероподобного советского боксера Ивана Драго моментально сделала Дольфа известным, причем, даже в СССР. В СССР это случилось благодаря школьнице Кате Лычевой, санкционировано навестившей США с миссией мира. В дневнике, напечатанном, среди прочего, в «Пионерской правде», Катя рассказывала:
«Перед сном у нас было немного свободного времени, и мы с мамой включили в номере платный канал телевидения, чтобы посмотреть американский фильм «Рокки-IV». В программе было написано, что это фильм о советском боксере. За девять дней путешествия по США я уже соскучилась по дому, и мне xoтелось увидеть что-нибудь о советских людях. Зверское лицо актера, который исполнял роль так называемого советского боксера, сначала испугало меня, а когда в фильме он убил на ринге американского спортсмена-негра, я убежала в спальню, бросилась на кровать и заплакала. Мне было обидно, что этот фильм так лживо и жестоко изображает нашу страну».
Все-таки удивительное было время. Когда пару лет спустя «Рокки-4» появился в видеосалонах, советские тимуровцы болели именно за американского боксера, а не за соотечественника. Никто не воспринимал эту ленту как пропаганду, хотя именно ею она шибала совершенно явно.
Лундгрен в одночасье стал героем ярких обложек. Тогда боссы больших студий пребывали в убеждении, что он ух, как сыграет. Дольф получил главную роль в блокбастере «Властелины вселенной» (1987) — саге о супергероях. Увы, фильм провалился немалой степени из-за беспомощной игры Лундгрена в Х-mena.
В картине «Красный скорпион» (1989) Лундгрен вернулся к советским образцам, показав военного под названием Николай Раченко. Советского героя отправляют в африканскую страну бороться с антикоммунистическим режимом, но он становится свидетелем зверств соотечественников и переходит на сторону США. Второй раз не прокатило — антикоммунистическая стрепня собрала в прокате при бюджете в 16 миллионов всего 5.
И все равно Лундгрену продолжало фартить, его с маникальным упорством ставили в пафосные кинопроекты, надеясь на «разыграется». В 1989 вышел «Каратель», экранизация популярного комикса «Марвел». Потом свет увидел фантастический боевик «Ангел тьмы» (1990), в котором герой Лундгрена боролся с инопланетянином. Несмотря на уверенность Дольфа, поведавшего журналистам, что он сам выбрал эти проекты, поскольку те позволяли продемонстрировать актерское мастерство, именно актерское мастерство Лундгрен продемонстрировать забыл.
Только в 1991 ему удалось вновь заарканить успех. Сначала это случилось в боевике «Разборка в Маленьком Токио», где Дольфа поставили в пару с Брэндоном Ли (АКТЕР, УБИТЫЙ ПРЯМО НА КАМЕРУ), а затем в «Универсальном солдате», где швед впервые играл с бельгийцем Ван-Даммом.
«Универсальный солдат» стал самым кассовым боевиком с участием Лундгрена после «Рокки», вот только опять играл он там не героя, а его антагониста.
У него был шанс перезапустить карьеру, пройдя кастинг в пеплум Ридли Скотта «Гладиатор». Лундгрен фатально завалил пробы, и роль отошла датчанину Свену-Оле Торсену. По злейшей иронии судьбы, Свен-Оле в тот момент встречался с бывшей пассией Лундгрена Грейс Джонс.
На десятилетие с лишним Дольф упал в переплет картин, которые не попадали в кинопрокат, сразу отправляясь в видеосток. А он еще и режиссировал, отчего все вообще накрывалось крышечкой.
Так в 2005 Лундгрен выпустил драму «Защитник» об афганце Коле Черенко, который вступает в схватку с мафиозным наркодилером.
Россия вообще занимает особое место в жизни «Ивана Драго». Даже свой полтос Лундгрен с чего-то отмечал на московской земле.
В 2009 снимал в Москве «Опасную гастроль», играя барабанщика-металлиста с распространенным именем Джо, который спасает от террористов президента России с распространенной фамилией Петров.
В следующем году сыграл киллера Виктора Калмакова в картине «Машина для убийств».
В 2012 выпустил боевик «Узник», где предстал киллером Алексеем Андреевым, вынужденным бороться с такими персонажами как главари мафии Михаил Суверов и Демьян Иванов.
До поры до времени для Лундгрена была нехарактерна эксплуатация франшиз, как для Ван Дамма.
В 2010 Ван Дамм решил, что ему нужен Лундгрен для продолжения «Универсальный солдат-3. Возрождение». Действие сего безобразия по сюжету происходило на Украине, все надписи в фильме были на русском, а разговаривали жители страны на болгарском. Трешак еще тот.
Возрождение самого Дольфа принято отсчитывать с появления в боевике «Неудержимые» (2010). Первым приглашение получил от Слая Ван Дамм и отказался. Тогда роль боевого шведа Гуннара Йенсена перешла к Лундгрену.
«Неудержимые» стали хитом, всколыхнувшим интерес к позабытым крутым героям 1980-ых. Лундгрен снялся в двух продолжениях сего боевика и, наконец, критика если не заговорила о нем благосклонно, то и морщиться перестала.
С «Неудержимыми» Лудгрен оказался на пути франшиз, появившись в «Универсальном солдате-4» и «Детсадовском полицейском-2» (2016), сиквеле популярной комедии со Шварцем.
В 2018 повторил роль Ивана Драго в «Крид 2» и нельзя было не увидеть, что путь к драматическому актеру он все же проделал. Драго тридцать лет спустя предстал не машиной для убийств, а внутренне надломленным человеком, жаждущим жизненного реванша.
Наибольших похвал Лундгрен удостоился за комедийный ужастик «Не убивай его» (2016), в котором со здоровой иронией сыграл охотника на демонов. Критика даже воскликнула в недоумении: «Кто знал, что Лундгрен такой комик?»
Хвалили его и за роль царя Нерея в «марвеловском» «Аквамене» (2018).
То есть в свои шестьдесят Лундгрен вступил в драматическую форму и зритель вправе ждать от него дальнейших чудес.
Дай-то Бог.