«И я предлагать перестал». Почему Марк Захаров зажимал Ирину Алферову
29 мая отмечал день рождения Александр Абдулов (1953-2008).
Мы как-то обмолвились о проблемах, которые испытывала его первая жена Ирина Алферова в театре Марка Захарова (ТАК ЛИ БЕЗДАРНА «ПРИНЦЕССА ЛЕНКОМА» АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА КАК ОБ ЭТОМ СУДАЧАТ КОЛЛЕГИ?)
Остановимся на этом подробнее.
Абдулов и Алферова оканчивали один творческий вуз – ГИТИС, но там не сталкивались. Алферова вышла из стен института на три года раньше Абдулова. Василий Ордынский пригласил девушку на одну из главных ролей в многосерийную эпопею «Хождение по мукам» (1977). Марк Захаров тоже обратил внимание на дебютантку, сделав ей предложение, от которого сложно отказаться. Зазывая ее в свой театр «Ленком», он давал опрометчивые обещания, говоря, что ролей много и все, мол, Ирины.
В сентябре 1976 Ирина влилась в труппу театра и встретилась с Абдуловым.
Вскоре молодые люди поженились.
Момент семейной раскрутки возник сразу. Алферова и Абдулов прошли кастинг в телеэкранизацию «Дартаньян и три мушкетера». Но если Алферова все же сыграла Констанцию Бонасье, то Абдулов с роли Дартаньяна слетел.
Режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич, оценивающий вклад Алферовой в картину резко отрицательно, затронул и ее отношения с Захаровым, выразив сомнения, что Марк Анатольевич пригласил актрису в театр по своей воле.
«Чтобы Боярский стал д’Артаньяном, мне пришлось снимать Ирину Алферову. И это стало моей личной катастрофой и бедой для фильма. Но из ЦК КПСС давили жестко: «Боярский будет играть, если возьмешь Алферову». Не знаю доподлинно почему, но она пользовалась особыми привилегиями, получила квартиру и была назначена в «Ленком». Насколько мне известно, за двадцать или тридцать лет Марк Захаров не занял ее в своих спектаклях ни в одной главной роли. Не сговариваясь, мы оба оскорбились действиями совковых чиновников, и наше к ним отношение срикошетило в Алферову».
Широкий зритель впервые увидел пару Алферовой и Абдулова в семейной драме Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь» (1979). Особую пикантность истории о разрыве двух любящих сердец придавал брак исполнителей главных ролей. Фильм стал лидером проката («ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО» ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЙ ЕГО ФИЛЬМ).
По идее Захаров должен был покровительствовать браку Алферовой и Абдулова, поскольку красивая пара актеров была лишней приманкой в театр для зрителя.
На деле же получалось следующее — молодые люди выходили вместе на сцену в спектаклях «В списках не значился», «Юнона и Авось», «Жестокие игры». Абдулов играл первую скрипку, Алферова была почти незаметна.
Самую расхожую версию происшедшего выдвинул Александр Панкратов-Черный, сказавший:
«Но тут в эту семейную идиллию влез Марк Захаров… Абдулов с Алферовой трудились у него в «Ленкоме». Марк упорно лепил из Саши звезду, а Ире ролей вообще не давал. Сука конченая! Захаров всеми силами хотел свою дочь Сашеньку выдать замуж за Абдулова, и чуть ли не подкладывал ее к нему в постель. Алферова тем временем терпеливо прозябала в массовке».
Заметим, что Сашеньке на момент знакомства Абдулова и Алферовой было четырнадцать годочков, и вряд ли Захаров строил насчет ее брака дальновидные изощренные планы.
Гораздо более реальную историю поведал актер Александр Карнаушкин. Из нее следует, что претензии к Алферовой уЗахарова были не совсем беспочвенны.
«Помню, приезжаем на гастроли в город Горький. Уже идет вечерняя репетиция перед спектаклем, а Саши с Ирой все нет. Они летели отдельным рейсом — у них были какие-то срочные дела в Москве. В тот вечер мы должны были играть спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где у Саши главная роль. Все нервничают, связи-то нет, мобильных еще не существовало. Примерно за полчаса до начала супруги наконец появились. Спектакль состоялся, но потом Марк Анатольевич устроил собрание и сказал: «Знаете, Ирина, вы прекрасно смотритесь на экране, и я не сомневаюсь, что вас будут снимать в кино. В Москве есть Театр киноактера — вот туда и идите. В нашем театре вы работать не будете. Александр Гавриилович, я вам того же сказать не могу, вы достаточно много сделали для театра, но я подумаю над нашим дальнейшим сотрудничеством и распределением ролей».
А что же Абдулов?
Как он реагировал на простои супруги?
А никак.
Алферова признавалась:
«Замечательная актриса «Ленкома» Елена Фадеева часто при мне строго выговаривала Саше: «Ты помогаешь Ире?» – «А чего ей помогать, она и так талантливая, сама всего добьется…» – «Не говори глупостей! Если ты эту актрису взял в жены, ею надо заниматься. Больше ей никто не поможет – только ты несешь ответственность за ее судьбу!» Саша на такие слова, естественно, не обращал внимания. Вроде бы был рядом и в то же время – где-то далеко».
Здесь заметим, что и в кино повторялась театральная ситуация – Алферова появлялась бледной тенью в фильмах с участием Абдулова, будь то «Предчувствие любви», или «Поцелуй». А вот в «Чародеи» кастинг не прошла.
Если верить нынешнему хозяину «Ленкома» Марку Варшаверу, — кто пытался Алферовой помочь, так это он.
«Захаров считал её бездарной и холодной артисткой. Почему не талантливая? Не знаю. Но она была европейская звезда, снималась за границей. К тому же — совершенная красавица. Я много раз говорил Марку Анатольевичу: «Ирина Алфёрова – это бриллиант, «золотая рыбка», это надо использовать. Её любят зрители. Каждый день в театре раздавались звонки, публика спрашивала: в каком спектакле играет Ирина Алферова? Надо давать ей большие роли…»
Но и усилия Варшавера пропали втуне. За почти двадцать лет пребывания в театре Захарова Алферова не сыграла ничего значительного. Ушла она в 1993, когда ей протянули бессловесную роль гавкающей собаки.
Захаров отреагировал на ее уход словами:
«Женщина оказывает большое влияние на творческую личность. Понимая это, иногда жертвовал собственными интересами. В свое время из любви к Абдулову я предлагал роль Ирине Алферовой, которую потом успешно сыграла другая актриса. А Алферова отказалась, посчитав, что предложение недостаточно интересное для ее дарования. И я предлагать перестал. Возможно, она обижена на театр».
В 1993 Алферова, возможно была на театр обижена, ведь разрыв с ним случился в момент распада брака с Абдуловым.
Но ведь разрыв пошел на пользу. Алферова много и счастливо играла в «Школе современной пьесы» и антрепризе.
Можно лишь пожелать ей дальнейших удач.