КиноСоветское кино

Почему выгнали из кино Эмму Цесарскую?

3 июня родилась Эмма Цесарская (1909-1990), актриса, забытая даже в родных пенатах, хотя когда-то ее знал весь мир.

Увы, советские кинозвезды 1930-ых за редким исключением остались за горизонтом зрительского внимания. Кого мы помним? Любовь Орлову и Марину Ладынину за фильмы; Зою Федорову за судьбу с трагичным концом (АКТРИСА, УБИТАЯ ТО ЛИ ПЛЕМЯННИКОМ, ТО ЛИ ПОДЕЛЬНИКОМ, ТО ЛИ ПОДРУГОЙ, ТО ЛИ КГБ, ТО ЛИ ЗЯТЕМ); Янину Жеймо за сказку «Золушка» (ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО БЫЛО ПРОСНУТЬСЯ ЗВЕЗДОЙ «ЗОЛУШКЕ» ЯНИНЕ ЖЕЙМО); Валентину Серову (Неприкаянный сын звездной матери и Безработная легенда) за два фильма и романы сперва с поэтом, потом с водкой; Фаину Раневскую (Почему все любили Фаину Раневскую, а не ее соперницу?), сумевшую навязать себя граду и миру, невзирая на кучу работавших против нее обстоятельств. Пожалуй, всё…

А ведь в отличие от перечисленных актрис (кроме Орловой), слава Цесарской не была локальной, фильмы с ее участием неплохо принимали за границей. 

Специального театрального образования девушка из еврейской местечковой семьи не имела, за плечами ее только законченная в 19 лет киношкола. Фотография Эммы Цесарской попалась на глаза режиссерам Ольге Преображенской и Ивану Правову, которые искали актрису на главную роль в фильм «Бабы рязанские» (1927). 

Сыграв в этой картине Цесарская стала нарасхват. 

"БАБЫ РЯЗАНСКИЕ"
«БАБЫ РЯЗАНСКИЕ»

За рубежом Цесарскую заметили в фильме «Ее путь». Мелодрама о вдове, влюбившейся в красноармейца и занявшей его место в отряде, прокатывалась под названием «Казачка и большевик».

Козырем Цесарской стала экранизация первых двух книг Михаила Шолохова «Тихий Дон», где она исполнила роль Аксиньи. Причем, утвердили ее по настоянию германских партнеров. Аксинью – Цесарскую приняли все: и Шолохов, и начальство, и зрители. За границей «Тихий Дон» имел такой успех, что возникла идея экранизировать «Братьев Карамазовых» с Эммой в роли Грушеньки, но актрису никуда не пустили.

Она не жалела, благо в Союзе ее носили на руках. В 1935 году Цесарской присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР». 

«ТИХИЙ ДОН»

Беда подкралась оттуда, откуда изначально привалило счастье. Вернее, завистникам Цесарской казалось, что хорошие роли ей даются из-за мужа, носившего говорящую фамилию Станиславский. Никакого отношения к основателю МХАТа Макс Станиславский не имел, как и к искусству; он делал карьеру в грозном ведомстве ОГПУ. В 1932 Станиславский занял пост помощника начальника Главного управления пожарной охраны ОГПУ – НКВД СССР. В марте 1937 года его арестовали по обвинению в шпионаже. 

Цесарская рассказывала: 

«После ареста мужа всё наше имущество было конфисковано, квартиру предложили освободить, а мне с годовалым сыном дали направление в барак на окраине города. … Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить работу над ролью в фильме «Дочь Родины», хотя я снялась почти во всех сценах картины. Взяли другую актрису». 

Так прошло полтора года. 

«Нервы были так напряжены, что по ночам не спалось, и я совершенно точно определяла, на каком этаже и у кого открылась дверь, чьи шаги раздаются на лестнице, и какая машина отъехала от дома. На улицу я выйти боялась: ко мне сразу подходили группы людей, спрашивали, почему так долго не снимаюсь, куда пропала».

Вытащил Цесарскую Шолохов. Он посоветовал написать Молотову. К тому времени уже расстреляли начальника ее мужа Ежова и министра кинематографии Шумяцкого. На стол новому министру Семену Дукельскому Эмма положила газету «Вечерняя Москва» с рекламой фильма «Тихий Дон», где вместо ее фамилии красовался прочерк. Дукельский тут же при ней сделал выговор начальнику московского кинопроката. 

А потом Цесарской позвонил режиссер Константин Юдин, с робким вопросом, — правда ли, что ее опять можно снимать, и если да, то пожалуйте на площадку фильма «Девушка с характером». 

За три года Цесарская сделала четыре картины, однако, качественного скачка не случилось. А с 1941 по 1961 фильмография актрисы насчитывает всего три позиции.

С ВАЛЕНТИНОЙ СЕРОВОЙ В "ДЕВУШКЕ С ХАРАКТЕРОМ"
С ВАЛЕНТИНОЙ СЕРОВОЙ В «ДЕВУШКЕ С ХАРАКТЕРОМ»

В 1944 Эмма поступила в труппу Центральной студии киноактера, где проработала двадцать лет. Замуж так больше и не вышла, ждала мужа. Только в 1959 узнала, что расстреляли Станиславского в том же 1937. 

Свет забрезжил для Цесарской, когда Сергей Герасимов затеял съемки новой версии «Тихого Дона». На что рассчитывала Эмма, решив, будто ей дадут сыграть Аксинью вторично? На «а вдруг?». Без «а вдруг?» актрис вообще не бывает.

Герасимов не стал проводить пробы. Он подвел актрису к зеркалу, откуда глядела на мир расплывшаяся женщина, приближающаяся к полувековому юбилею. 

И все-таки Шолохов опять вошел в жизнь Цесарской. Режиссеры помнили ее как первую Аксинью экрана. В фильме Евгения Карелова «Нахаленок» Эмма сыграла попадью, а в единственном режиссерском опыте артиста Евгения Моргунова «Когда казаки плачут» исполнила главную роль (Почему потеряв роль «Бывалого» в кино, Моргунов начал играть ее в жизни?). 

С СЕРГЕЕМ ФИЛИППОВЫМ В ПОСЛЕДНЕМ КИНОПРОЕКТЕ - КОМЕДИИ "СПЯЩИЙ ЛЕВ"
С СЕРГЕЕМ ФИЛИППОВЫМ В ПОСЛЕДНЕМ КИНОПРОЕКТЕ — КОМЕДИИ «СПЯЩИЙ ЛЕВ»

В 55 лет Цесарская вышла на пенсию и больше о себе не напоминала.

Умерла в феврале 1990, всеми забытая, да и сейчас вспоминаемая от редкого случая к случаю.

Что не есть справедливо. 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»