Что делал Бабочкин после «Чапаева»
18 января родился Борис Бабочкин, легендарный исполнитель роли Чапаева.
Бабочкин так и остался в кино заложником пленительного, разухабистого, живого образа командира из народа. Он повторил судьбу Янины Жеймо, филигранной актрисы, которая сыграв Золушку, достигла совершенства (ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО БЫЛО ПРОСНУТЬСЯ ЗВЕЗДОЙ «ЗОЛУШКЕ» ЯНИНЕ ЖЕЙМО). Но если Янине Золушка выпала в завершении карьеры, то Бабочкин Чапаевым карьеру начал. Каково же работалось с сознанием, что успех неповторим?
Посмотрим, что приходилось играть Бабочкину в кино, попытавшись объяснить, почему он, вкусив поистине мировую славу, не потерял голову.
Бабочкин пришел в кино, состоявшимся театральным артистом. До Чапаева он сыграл на сцене Молчалина и Чацкого, Победоносикова («Баня»), Самозванца в «Борисе Годунове». Сразу после Чапая получил роли царевича Алексея и Хлестакова.
А вот кино артиста классической школы после комдива не сильно баловало. «Мосфильм» не Голливуд, система звезд то и дело давала провисы. Галина Сергеева после «Пышки» ушла в никуда, «Бесприданница» Нина Алисова годами сидела без ролей. Хорошо было режиссерским женкам Ладыниной и Орловой, а вот с талантом Жеймо никто не знал что делать.
Именно с Жеймо, а также с Зоей Федоровой (АКТРИСА, УБИТАЯ ТО ЛИ ПЛЕМЯННИКОМ, ТО ЛИ ПОДЕЛЬНИКОМ, ТО ЛИ ПОДРУГОЙ, ТО ЛИ КГБ, ТО ЛИ ЗЯТЕМ) и Ириной Зарубиной столкнулся на экране Бабочкин в следующем своем фильме «Подруги». Это была женская картина, и еще один киногерой «Максим» (Борис Чирков) подыгрывал с Бабочкиным молодым звездочкам.
До войны Бабочкин сыграл только одну главную роль в фильме Льва Арнштрама «Друзья». Это был вольный байопик про начало славных дел Сергея Мироновича Кирова. В детстве я видел эту картину, и она мне понравилась — много боев, романтики, красивая природа Кавказа. Но славы Бабочкину «Друзья» не добавили.
С началом войны Бабочкин появился в агитационной пятиминутке «Чапаев с нами», потом братья Васильевы вспомнили свой талисман, задействовав его в роли лощеного белогвардейца в картине «Оборона Царицына». Вряд ли это отвечало потребностям актера.
А вот картина Сергея Герасимова и Михаила Калатозова «Непобедимые» (1942) если и не не приближалась к тому, чего он в искусстве хотел, то хотя бы одарила интересным творческим процессом. Съемки начались осенью 1941 в блокадном Ленинграде. Фильм рассказывал о работниках завода имени Кирова, которые трудились над выпуском нового танка.
По воспоминаниям Герасимова, сценарий корректировался в соответствии с тем, чем приходилось съемочной группе сталкиваться. Господствовала импровизация, много съемок на натуре, в какой-то мере отдых от театральной рутины. Бабочкин чуть ли не впервые строил образ, не зная, куда его вывезет.
Подвело «Непобедимых» в сознании начальства и зрителей, что киношники засняли первые, осенние месяцы блокады, тогда как вся жуть, сформировавшая коллективное представление о ней началась с наступлением зимы, когда съемочную группу эвакуировали. Бабочкин признавал: «И, конечно, при таких обстоятельствах показанная в фильме жизнь ленинградцев выглядела облегченной, приукрашенной, даже фальшивой».
В том же 1942 вышел популярный ненадолго фильм с участием Бабочкина и Галины Сергеевой «Актриса». Коллизию мелодрамы немудряще позаимствовали у довоенной веселушки «Антон Иванович сердится». Спор возможна ли оперетта, когда есть классическая музыка переквалифицировался в вопрос: «Возможна ли оперетта, когда идет война?» Понятно, как отвечал на него майор Марков (Борис Бабочкин), спасенный искусством опереточной актрисы Стрельниковой.
В итоге Бабочкин пришел к желанию режиссировать самому.
По фильму «Родные поля» (1944) видно нетривиальное представление Бабочкина о кино. Сильной его стороной оказалось умение создать лирическое настроение, снизить накал барабанного боя. Слабой видится попытка избежать голого жанра, конфликта, заостренной драматургии. В результате фильм о жизни тыловой деревни, председатель которой (в главной роли Бабочкин снялся сам) мечтает уйти и таки уходит на фронт, в прокате кассы не взял, но вот коллеги Бабочкина его похвалили.
В 1947 актер поставил вторую картину «Повесть о «Неистовом», уже экспериментируя с военным жанром вволю.
В эпоху «малокартинья» Бабочкину не давали не только ставить, он играл значительно меньше. И такие фильмы как «Великая сила», где Бабочкин предстал селекционером, исповедующим теорию Лысенко и выводящего новую породу кур повышенной яйценоскости, славы ему не прибавили.
Оттепель призвала на экраны новых героев. Бабочкин уже не выглядел грозным для врагов и трогательным для друзей комдивом.
В 1966 поставил «Дачников» Горького.
В последние годы Бабочкин больше прозвучал на телевидении. Телеспектакли «Скучная история. Из записок старого человека» (1968) по Чехову и «Плотницкие рассказы» (1973) по Василию Белову показали высший пилотаж мастерства старого актера, показывая, что Чапаевым он не ограничивается.
Последняя роль Бабочкина в кино миллиардер Сэм Боулдер в фильме Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли». Эту картину мне оценить сложно, слишком уж она не моего плана.
Таковы роли Бабочкина, выпавшие ему после грандиозного успеха Чапаева.
Многим и этого не дано.