Автор Электроника
1 сентября 1989 года, когда миллионы советских детей пошли снова в школу, умер любимый ими писатель, книги которого достать было практически нереально.
Было Евгению Велтистову (1934-1989) всего 55 лет.
Велтистов принадлежал к счастливейшей породе шестидесятников и вообще был везунком. С ранних лет он встал на правильную дорогу, пусть и способствовали этому обстоятельства невесёлые.
Детство Евгения упало на тяжкие военные годы с их дефицитом всего и вся. При этом мальчика мучил не голод физический, а отсутствие хороших книг. Когда его спросили, кем он хочет в будущем стать, Женя ответил: «Продавцом детских книжек».
О том, что он будет детские книжки писать, Велтистов тогда не думал.
И вот удивительное дело, Велтистов сделал впечатляющую карьеру как чиновник, а книги его абсолютно свободны. Закончив факультет журналистики МГУ, Евгений оказался в самом центре партийной печати, — софроновском «Огоньке», откуда прыгнул в аппарат ЦК КПСС.
Будучи привилегированным журналистом Велтистов с удовольствием окунулся в общение с учеными. Его интересовал космос, кибернетика, ядерная физика. Обаятельный, ростом свыше двух метров (а «велтист» в переводе с древнерусского означает «высокий человек») журналист располагал к себе сразу.
И на постах своих Велтистов сделал немало хорошего. Скажем, отнял дачу под детский сад у зарвавшегося партийного чинуши. Выволок из очередного небытия поэтессу Кудашеву, автора «В лесу родилась елочка», рассказав о ней в «Огоньке».
Первый опыт обращения Велтистова к фантастике датируется 1960 годом. Не знаю насколько были популярны первые его книги «Приключения на дне моря» и написанная в соавторстве с женою Мартой Барановой «Тяпа, Борька и ракета», но сравнение с популярностью повести «Электроник – мальчик из чемодана» (1964) они не выдерживали.
След Электроника тянулся опять же из детства. Велтистов вспоминал:
«Став взрослым, я решил, что когда-нибудь обязательно расскажу ребятам о своём отряде, о нашей дружбе. Но долго не мог придумать, как это лучше сделать. А однажды, собираясь летом на юг, я набрал с собой целый чемодан книг и еле-еле донёс его до вокзала. Мне казалось, что ничего тяжелее и быть не может, разве только железо. Чтобы легче было нести, всю дорогу я фантазировал. Хорошо бы сделать такого железного человечка, которого можно будет разобрать и собрать, когда надо,—робота. Он легко поместится в чемодан, и его можно будет носить куда угодно. И я так увлёкся, что в поезде ещё долго не мог остановиться: наконец взял ручку и записал всё, что сочинил по дороге. Так появился Электроник. Это было уже полдела, потому что, каким изобразить класс, я знал давно».
Электроник, названный академиком Капицей «Буратино наших дней», — плоть от плоти романтичных 1960-ых с их культом науки и космических полетов. Открыв такого героя, Велтистов принялся разрабатывать образ дальше. Появились книги «Рэсси – неуловимый друг» (1970), «Победитель невозможного» (1975), «Новые приключения Электроника» (1984).
Первые две повести легли в основу культового телефильма.
После фильма популярность книг Велтистова приобрела масштаб космический. Хорошо хоть «Миллион и один день каникул» напечатали в доступном каждому подростку журнале «Пионер», а вот книжки об Электронике я прочитал уже будучи взрослым.
В 1985 экранизировали еще одну повесть Велтистова «Гум-Гам», но она прошла без ажиотажа.
Приходится признать, писатель ушел из жизни хоть и рано, да вовремя. Вряд ли бы ему понравилось падение российской науки в бездну и закрытие сотен НИИ в постперестроечную эпоху, да и на гонорар за изданные книги жить становилось проблематично.
Напоследок констатируем, что «Приключения Электроника» показывают по телевизору почти каждый месяц.
И книги Велтистова переиздаются.