Литература

Автор Будулая

Поговорим об Анатолии Калинине (1916-2008), авторе «бесконечного» романа «Цыган».

Сталкиваясь с судьбами советских писателей первой половины 20-го века, поневоле сделаешь вывод, что главный среди них Шолохов. Не встречал писателей, которые бы намеренно, а не на словах, стремились подражать Фадееву, Симонову или Николаю Островскому, зато любовь к «Тихому Дону» сподвигла на творчество Софронова, Овечкина, или вот, пожалуйста, Калинина. 

Калинин происходил из донских казаков и первые части «Тихого Дона» прочел в тринадцать лет. Впечатление было таким сильным, что мальчик решил ехать на быках в Вешенскую, да родители стреножили.

С Шолоховым Калинин познакомился только через десять лет, в 1939 и, на мой взгляд, повел знакомство неправильно. Шолохов подпустил до себя Калинина, как корреспондента с фронта Финской войны, а молодой да ранний принялся его пытать насчет финала «Тихого Дона»: придет ли Григорий Мелихов к красным? Шолохов от вопроса тактично уходил, благо ответа на него ожидало все политическое руководство страны.

До войны Калинин написал роман «Курганы». Оттуда настолько торчали подражательные уши, что продвигавший понравившуюся ему рукопись писатель Серафимович приветствовал Калинина возгласом: «Здравствуй, молодой Шолохов!»

Сразу после окончания войны Калинин получил от Шолохова совет, по существу предопределивший удачную творческую судьбу. Шолохов призвал Калинина не заниматься столичной беготней, а осесть на донском хуторе и спокойно писать. С 1946 года Калинин обосновался на Пухляковском хуторе. Там стоял двухэтажный особняк; Калинин вырастил впечатляющий сад; выложил ступеньки, сбегающие прямо к Дону.

Писал же не шатко, не валко, вполне в духе соцреализма. Калинин выработал сюжетную фишку, — героя настигает прошлое, и всячески ее эксплуатировал. 

Скажем, в романе «Суровое поле» женщина давно смирилась с вдовьей участью, полагая мужа погибшим на фронте, а тот возвращается из плена. В повести «Эхо войны» героиня скрывает давнее преступление, но возмездие настигает. Героиня «Цыгана» воспитывает подобранного мальчишку и вдруг приходит его отец. 

В общем, Калинин занял нишу областного писателя, не хватающего звезд с неба. 

И тут бомбанул «Цыган».

Калинин рассказывал:

«Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды храброму цыгану-разведчику Ищенко. …А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем»

Сперва Калинин срубил повесть, небольшую, на пару номеров в журнал «Огонек». Калинин думать о ней забыл, когда в 1967 на «Цыгана» наткнулся Евгений Матвеев, искавший материал для первого своего фильма в качестве режиссера. 

Фильм с участием Матвеева и Хитяевой стал лидером проката, собрав 37,9 миллионов зрителей. Неудивительно, — «Цыган» был мелодрамой в духе набиравших популярность индийских фильмов с русским, однако, антуражем. Подобранный на дороге мальчик… Воспитавшая его крестьянка… Загадочный Будулай и любовь к нему, и боязнь — не он ли отец… Лев Кассиль назвавший фильм Матвеева «Сопли с порохом» не учитывал, что народ хочет поплакать и попереживать не только на футбольном матче (СМЕРТЬ ПИСАТЕЛЯ-БОЛЕЛЬЩИКА ВО ВРЕМЯ ФИНАЛА ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ).

МАТВЕЕВ И МАРЧЕНКО В "ЦЫГАНЕ"
МАТВЕЕВ И МАРЧЕНКО В «ЦЫГАНЕ»

А Калинин неожиданно обнаружил, что набрел на «серийного» героя, встречи с которым читатель жаждет. Писателя завалили письмами со всей страны, интересуясь судьбой Будулая. Калинин написал еще одну часть, потом еще, потом еще. Окончательная редакция «Цыгана» включала девять частей и увидела свет только в 1992 году.

В промежутке Калинин создал повесть «Возврата нет» и ее тоже заметили.

Алексей Салтыков экранизировал повесть с участием Мордюковой и Дворжецкого. Успех был даже больше чем у матвеевского «Цыгана» (43,6 миллионов зрителей), но и он не шел ни в какое сравнение с триумфом телеверсии «Цыгана», предпринятой режиссером Александром Бланком. 

Показанные в 1979 году четыре серии взорвали эфир. Михай Волонтир в роли цыгана Будулая стал национальным героем.

В 1985 Бланк выпустил еще четыре серии о похождениях полюбившегося героя «Возвращение Будулая» и вновь успех.

В 1990-ые дать Будулаю вторую жизнь попытался режиссер Александр Фенько. Он сделал четыре серии «Цыганского острова», на основе которых смонтировал полный метр «Будулай, которого не ждут». Фильм прошел как-то мимо касс.

БУДУЛАЙ - ОТАР МЕГВИНЕТУХУЦЕСИ
БУДУЛАЙ — ОТАР МЕГВИНЕТУХУЦЕСИ

Старость Калинина была достойна. Он не сдал, а яростно отстаивал позиции своей жизни. Вступил в КПРФ, до самой смерти в возрасте 91-го года проявлял гражданскую активность. 

Похоронили писателя во дворе дома, где он прожил свыше шестидесяти лет.

А «Цыган» издается до сих пор. Более того, композитор Леонид Клиничев в новом веке представил оперу «Цыган», сделав Будулая афганцем.

То есть жизнь литературного персонажа продолжается.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»