КиноСоветское кино

Александр Михайлов, актер (не тот на кого вы подумали)

Стоит сказать: «Александр Михайлов, актер», и тут же последует реакция, — «Как же, как же! «Любовь и голуби»! «Змеелов»!» Может, еще какие фильмы назовут.
И вряд ли кто вспомнит другого Александра Михайлова, актера, восклицая: «Как же, как же! Саня Григорьев! «Два капитана»!»

Александр Михайлов родился 14 сентября 1922 года.
Еще в детстве проявил интерес к театру. Руководил драматической студией «Оформительная бригада».
В 1940 поступил на актерский факультет ВГИКа, но учебе помешала война.
На нее Михайлов с чего-то не попал. Как удалось юноше, самого что ни на есть призывного возраста, избежать фронта одна из загадок актерской биографии.
Думаю, бронь он получил, поскольку режиссер Лев Кулешов планировал снимать Михайлова в главной роли в фильме «Мы с Урала».
Во всяком случае, едва эвакуировавшись с отцом в Свердловск, актер перебирается на съемки в Сталинабад.
В «Мы с Урала» Михайлов сыграл по существу себя: подростка работающего на военном заводе и рвущегося на фронт.

На тот момент кинокарьера Михайлова застопорилась. Кинопроизводство скатывалось в период «малокартинья».
Но Михайлов быстро стал театральной звездой. Закончив школу-студию МХАТ, он оказался на сцене Центрального детского театра, где прогремел на всю Москву, сыграв главную роль в пьесе по книге Вениамина Каверина «Два капитана».
В 1950 Михайлов получил Сталинскую премию за спектакль по пьесе Сергея Михалкова «Я хочу домой». В экранизацию же пьесы, фильм «У них есть Родина», его почему-то не взяли.

В 1953 Михайлов бросает театр, принесший ему популярность, и переходит во МХАТ. Первые годы блистает и на МХАТовской сцене. Ирает Лермонтова в одноименной пьесе и принца Флоризеля в «Зимней сказке» Шекспира.
В эти же годы в его жизнь возвращается кинематограф.
Сперва Иван Пырьев задействовал Михайлова в фильме «Испытание верности», а потом Михаил Швейцер подарил ему возможность сыграть Саню Григорьева в «Двух капитанах» перед всем Союзом.

«Два капитана» стали лидером кинопроката и, казалось бы, после фееричного успеха киношники должны рвать Михайлова на части.
Но после главных ролей в фильмах «Неповторимая весна» и «Борец и клоун» Михайлов пропал с экрана на 10 лет.
«Неповторимую весну» не видел, а «Борец и клоун» картина недооцененная. Там сыграл лучшую свою роль (борца Ивана Поддубного) Станислав Чекан. Утонченный Михайлов в роли клоуна-дрессировщика Анатолия Дурова также хорош. Этому фильму посвятил статью Годар, но наши творцы не Годары, — они боялись хвалить режиссера Бориса Барнета (он заканчивал «Борца и клоуна» за Константина Юдина) при жизни и равнодушно промолчали, когда он покончил с собой (Повесившийся).

В 1963 Михайлов получает звание Заслуженного артиста РСФСР, но это пир во время чумы, ибо во МХАТе актер скатился с главных ролей на второй план характерных персонажей.
В 1968 судьба дала Михайлову еще один, последний шанс громко о себе заявить. Тогда шли поиски на «роль всесоюзного значения». Искали актера, способного играть из фильма в фильм Фрунзе. Михайлов изобразил революционного военачальника в «Грозе над Белой» и понравился начальству настолько, что получил Госпремию.
Но конвейерным Фрунзе стал Роман Хомятов (11 фильмов).

Последующие годы Михайлов тихо поигрывал в театре и снимался без особого успеха. При разделе МХАТа остался в труппе Дорониной. В 1990 ушел из театра, а в 1992 из жизни.
Похоронен на Новодевичьем.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»