Почему не снимали красавицу из сказки Роу «Конек-Горбунок»
Продолжим рассказ об актерах Роу ( (Почему солдат из «Марьи-искусницы» был вынужден работать на Украине?; Трагедия Иванушки из сказки Роу «Марья-искусница; Добрый молодец на час).
В каждом фильме у него была роль для кинокрасавицы.
В «Коньке-Горбунке» кинокрасавицей Зарей-Заряницей стала восемнадцатилетняя Марина Ковалева (1923-2007).
Она была дочерью Ольги Ковалевой, известной в свое время исполнительницы русских народных песен. И до революции, и в двадцатые годы Ольга активно гастролировала в Европе. В 1947 ей вручили звание народной артистки РСФСР.
С отцом же Марины ситуация оказалась не столь радужная. В 1936 он был исключен из партии за связь с Бухариным и, спасаясь от ареста, сбежал в Казахстан, где прожил оставшуюся жизнь. Пройдет время, и судьба будет старательно выталкивать из столицы дочь.
Пока же Марина осталась безотцовщиной.
В поле зрения киношников Ковалева попала в 1938. Молодежная драма Якова Протазанова «Семиклассники» успеха не имела, но Ковалева там показалась неплохо. Ее внесли в картотеку «Союздетфильма».
В следующий раз Ковалеву пригласил Александр Разумный, в мегаблокбастер предвоенного времени «Тимур и его команда». Марина сыграла старшую сестру главной героини.
Тут то и подгреб Роу.
Съемки шли в Ялте, а Марина заканчивала школу.
Но разве отказываются от таких ролей? Первая цветная киносказка Роу! На экранах страны гремит его «Василиса Прекрасная» с Валентиной Сорогожской. Есть реальный шанс, что через год-другой центральные улицы Москвы заполнят афиши с твоим портретом.
Марина с мамой переезжает в Ялту. Там девочка снимается и заканчивает школу.
«Конек-Горбунок» в отличие от «Василисы Прекрасной» и «Кощея Бессмертного» пришелся не ко двору. Те сказки можно было трактовать, как повествование о борьбе Богатыря с захватчиками земли Русской (главную скрипку играл в обеих фильмах Сергей Столяров). А в «Коньке…» блаженствовал Иванушка в исполнении Петра Алейникова (КАК ПИЛ АЛЕЙНИКОВ). В свете начавшейся войны (премьера состоялась 31 июля 1941 года) забавы его при царском дворе выглядели локальными.
Еще до премьеры «Конька…» Марина получила телеграмму: «Срочно вызвать Ковалеву для участия в оборонном фильме». То Разумный решил спешно слепить продолжение истории Тимура. Он назывался «Клятва Тимура» и был благополучно забыт.
Во время войны Марина концертировала в составе фронтовых бригад. Едва мирная жизнь стала налаживаться, поступила в школу-студию МХАТ. В 1948 ее приняли в труппу прославленного театра.
В следующем году Ковалева сыграет главную женскую роль в помпезнейшем фильме Чиаурели «Падение Берлина» и получит Сталинскую премию первой степени.
Во время антисталинской компании Хрущева на этот фильм навешали всех собак, убирая на долгие десятилетия память и о Марине Ковалевой тоже.
Снимать ее прекратили и актриса решила посвятить себя мужу.
Муж Рамаз Мчедлидзе был «солдатом партии» и срывался, куда прикажут. В 1955 партия послала Мчедлидзе в Псковскую область, поднимать колхоз «Красный маяк». Повторяя подвиг декабристов, Ковалева бросила МХАТ и поехала следом. В колхозе заведовала библиотекой, работала секретарем парткома.
Поднимали колхоз два года, когда же вернулись в Москву, выяснилось, что во МХАТе артистку не ждут.
Тем паче, муж едет поднимать целину. Ковалева срывается следом.
Второй поход получился более удачным — Марина стала примой Целинного драматического краевого театра.
А мужа назначили секретарем районного комитета партии. Обжегшаяся Ковалева ехать за ним в район, где не наблюдалось даже клуба, отказалась.
Последовал развод.
На целине без мужа стало скучно. Четыре года Ковалева работала в театре закрытого города Арзамас-16.
В 1973, ей уже 50, и она, вернувшись в Москву, маниакально просится во МХАТ.
Тогда туда пришел заведующим ее старый знакомый Олег Ефремов. Он взял актрису на должность освобожденного заместителя секретаря парткома по оргвопросам.
То есть, на сцену ее не пустил.
Но актриса была счастлива дышать хотя бы запахом кулис театра, где блистала в юности.
На пенсии у Ковалевой открылся еще один дар, — литературный. Она написала книгу о маме, опубликовала свою военную переписку с режиссером Семеном Тумановым («Ко мне, Мухтар!», «Алешкина любовь»), сочинила большой рассказ о любви Чехова и Авиловой.
Умерла в 2007 году, возрасте 85 лет.