Александр Бениаминов. Предательство учителя и отъезд
22 марта скончался Александр Бениаминов (1903-1991), актер, всю жизнь ощущавший тяжесть еврейской национальности.
Именно еврейская кровь заставила Бениаминова совершить самый двусмысленный поступок: предать учителя. И она же вытолкнула его на старости лет из страны.
Пошло, как водится, с детства. Родившись в ортодоксальной еврейской семье, к семи годам ребенок столкнулся с тем, что ему даже в гимназию поступить нельзя. Вычислив родословную мальчика дирекция попросила его вон.
Не удержался Александр и в еврейской школе, покинув класс, когда учитель несправедливо отстегал его за нарушение дисциплины.
В гимназию Бениаминов все же устроился, но царское образование скоро стало неактуальным. Мальчику исполнилось 14 лет, когда 1917 год всё перемешал.
В плане творчества Бениаминов сразу нашел себя как комик — импровизатор, чему 1920-ые с их экспериментами с формой необыкновенно способствовали. Бениаминов начинал в «Синей блузе», работал в Ленинградском Мюзик-холле, а высших успехов добился на сцене Ленинградского Театра Комедии. Уже в 1939 он получил звание заслуженного артиста РСФСР. Руководитель театра Николай Акимов Бениаминова боготворил. Артист называл его учителем.
А потом вынужденно предал.
Но обо всем по порядку.
Во время войны Бениаминову поручили создание Фронтового театра миниатюр. Он боролся с фашизмом методами сатиры, поднимая бойцам настроение.
Какой путь прошел Бениаминов говорят его награды: орден Красной звезды; медаль «За оборону Ленинграда»; медаль «За взятие Кёнигсберга».
С фронта Бениаминов вернулся в родной Театр Комедии. И выяснил, что там страшнее, чем на фронте.
Во время борьбы с космополитизмом театр Акимова оказался удобнейшей мишенью, — самые громкие его постановки были связаны с зарубежными пьесами, пусть и таких проверенных авторов как Шекспир («Двенадцатая ночь»), Лопе де Вега («Собака на сене»), Бернард Шоу («Пигмалион»). А советские авторы, привеченные Акимовым, Александр Гладков («Давным-давно») и тем паче Евгений Шварц («Тень», «Дракон») очень далеко ушли от советской действительности.
Акимова начали выжимать из созданного им театра. К сожалению, Бениаминов принял в травле участие. Он ведь находился под двойным ударом: первый актер космополитичных пьес да еще еврей. На кону стояли творчество с жизнью.
На собрании Бениаминов толкнул речь, обвиняя режиссера, что тот годами уродовал его талант реалиста, склоняя к формальным штучкам.
Акимова из театра ушли.
Когда с оттепелью он туда вернется, то будет работать с Бениаминовым, как ни в чем не бывало.
Однако, Бениаминова предательская ситуация продолжала беспокоить.
Уже после отъезда он выпустил мемуары, где рассказывал, как пострадал вместе с любимым учителем во времена гонений на космополитов:))
Театр — театром, но широкого зрителя Бениаминов завоевал в кино. Долгое время появление актера на экране было случайным, пока он не сыграл в «Полосатом рейсе» укротителя. За сим последовала яркая роль инкассатора в комедии «Семь стариков и одна девушка». Дядюшка Везине в «Соломенной шляпке». По этим ролям зритель идентифицирует Бениаминова до сих пор.
Бениаминову уже было за семьдесят, когда еврейская кровь опять просигналила. Он решил эмигрировать. Отъезд был скандальным. Когда в 1978 году актер перебрался в США, его фамилия исчезла из титров советских фильмов, а в ряде случаев эпизоды с участием Бениаминова вырезали целиком.
Зато Александр сыграл заметную роль в голливудском блокбастере «Москва на Гудзоне». Он там дедушка главного героя в исполнении Робина Уильямса.
Передал, так сказать, мастерство!