Страшный конец актера, желавшего подсидеть главрежа
Леонид Дьячков (1939-1995), актер затаенной силы и, как выяснилось, больших страстей.
У массового кинозрителя он не пользовался популярностью, поскольку изображал на экране интеллигентных, правильных героев, да и главных ролей у него раз-два и обчелся.
А вот режиссеры Леонида любили. Дьячков снимался у Шепитько («Крылья»; «Ты и я»), Петра Тодоровского («Фокусник», «Городской романс»). Его фильмография включает «Премию», «Похождения зубного врача», «Вторую попытку Виктора Крохина».
А еще Дьячкова любило начальство. Он воплощал советский образ — думающего, ищущего, немногословного, дельного парня.
В 1980 году, в возрасте едва за сорок, Дьячков получил звание Народного артиста РСФСР.
Сгубила его уверенность в своих силах, переросшая на каком-то этапе в самоуверенность. Но утверждал Дьячков вещи правильные. Просто на тот момент они шли в разрез со временем.
В театр им. Ленсовета Дьячков попал сразу после студенческой скамьи.
Играл много. Тяготел к большим ролям, классическому репертуару. В 1971 году поставил «Преступление и наказание», где сыграл Раскольникова. Репетировал «Отелло» и «Живой труп».
Главный режиссер театра Игорь Владимиров в определенный момент начал делать «зрелище», спектакли – мюзиклы. В искрометных постановках «Укрощение строптивой», «Трубадур и его друзья» Дьячков находился не в своей тарелке.
Билеты же на «Преступление и наказание» продавались плохо. Владимиров сформировал зрителя, который жаждал праздника, а не серьезного прочтения классики.
«Преступление и наказание» закрыли. Постановку «Отелло» и «Живого трупа» тоже заморозили.
Сложилась катастрофическая обстановка. Дьячков работал в театре двадцать лет и вдруг почувствовал исчерпанность. Он мечтает о другом репертуаре. И чувствует гибель театра Ленсовета, который любил.
Что делает в таком случае актер?
Уходит.
От Владимирова, кстати, актеры бежали, дай боже. В разное время театр потерял Георгия Жженова, Алексея Петренко, Михаила Боярского, Алису Фрейндлих.
А Дьячков не желал уходить. Он рубанулся против системы, нарушив все мыслимые правила.
И надорвался.
Актер начал обивать пороги Управления культуры, предлагая на место Владимирова… себя.
И какими бы благими намерениями не был вымощен путь в этот ад, на поверку выходило стукачество, подсиживание, да просто неудобно как-то все складывалось.
Дьячкова жалко, но он сделал страшную, бессмысленную глупость.
Владимиров ответил жестко. На худсовете театра актера, с блеском исполнившего несколько десятков ролей, признали профнепригодным и уволили.
На прощание Дьячков бросил фразу: «Я актер голливудского масштаба, а тут у вас…»
Он еще не понимал, что за некрасивый поступок выдана «черная метка». Ни один питерский театр не брал Дьячкова на работу (какому руководству требуется актер, пытавшийся подсидеть главного режиссера?)
В рассвете сил пришла госпожа невостребованность.
Только через четыре года после увольнения Дьячков устроился в Александринский театр.
Беда не приходит одна.
В случае Леонида обрушился целый камнепад.
В автокатастрофе погиб сын.
Умерла от рака вторая жена.
В 1987 на актера упала балка, спровоцировав опухоль головного мозга.
Дьячков никак не мог «отпустить» ситуацию – конфликт с Владимировым. Он анализировал ее часами, вслух проговаривая перед третьей женой. Доказывая свою правоту хотя бы ей.
Дела становились все хуже. Актер не вылезал из больниц.
Был верующим, но вера не спасала.
В одном из последних разговоров с женой он признался: «Гореть мне в геенне огненной».
В очередную депрессию Леонида вверг привет из светлого прошлого. По телевизору показали сразу несколько фильмов с участием Дьячкова. В том числе, «Ты и я» (один из последних фильмов по сценарию Геннадия Шпаликова). Там герой Дьячкова, стоя на балконе, размышлял: стоит ли жить, али шагнуть вниз.
Через двадцать с лишним лет после съемок Леонид Дьячков выбрал шаг вниз с балкона четвертого этажа.
На столе остался лежать листок с надписью: «Пора…»
На похоронах почти не было артистов. Новое руководство Александринского театра не соблаговолило отменить репетицию, чтобы труппа хотя бы попрощалась с нетривиальным актером, так страшно искупившим, в общем – то, простительные ошибки.