Владимир Дружников. «Звезда мрачного семилетия»
Эра Владимира Дружникова (1922-1994) имела яркий, уложившийся в пятилетку, расцвет и долгий, томительный закат.
Раз дочка писателя Вадима Кожевникова (Любимый автор Путина) спросила маму: «А что такое сталинские репрессии?». Мама ответила с циничной откровенностью: «Вообще-то, сталинские репрессии — это плохо. Но для нашего папы хорошо».
Это мы с женой Кожевникова к тому, что период сталинского мрачного семилетия (1946-1953) для кого-то был полон творческого взлета.
В первую очередь для Владимира Дружникова.
Сразу после школы он поступил в студию Центрального детского театра. В 1943 стал студентом Школы-студии МХАТ.
Именно мхатовская закваска чувствовалась в Дружникове постоянно. Но актеру пришлось уйти из училища на втором курсе. Судьба предоставила выбор и до самого конца Владимир не был уверен, что поступил правильно.
Режиссер Владимир Петров, некогда экранизировавший «Грозу» Островского, готовился к кинопостановке «Без вины виноватых». Фильм планировался с участием мхатовских корифеев. Снимались Тарасова, Массальский, Станицын, Ливанов, Грибов. Не хватало только юного, незасвеченого лица на роль Незнамова.
Первым претендентом стал ученик школы-студии МХАТ Владлен Давыдов. Но, согласно жестким правилам, мхатовские студенты не имели права сниматься в кино. Давыдову предложили выбирать: съемки или учеба? Давыдов дрогнул.
А вот его сокурсник Владимир Дружников бросил училище, доверившись ненадежной киноплощадке.
И, на первый взгляд, не прогадал. «Без вины виноватые» стали лидером проката, собрав 28,91 миллиона зрителей.
Конечно, Дружников сыграл замечательно. Тонкий, нервный, высокий, молодой…
Дружников вспоминал:
«При знакомстве с партнерами возник один, так сказать, щепетильный момент, о котором сегодня я вспоминаю с улыбкой. Увидев меня, Алла Константиновна Тарасова строго спросила: «А кто он, этот актер, откуда?» (Не знаю, случайно ли, или осознанно она произнесла слова своей героини, когда та говорит о «моем» Незнамове). Массальский ответил, улыбаясь: «Учился в нашей школе…» Тарасова удивилась: «Так что же, его…» «Нет, — сказал Массальский, — он сам ушел от нас в кино». – «Вот как», Тарасова строго и пристально взглянула на меня. «Ну, ну…». Позже, во время съемок, я не раз ловил на себе все тот же пристальный взгляд Аллы Константиновны, но строгости в нем становилось все меньше, а был интерес: посмотрим, юноша, каково вам будет в кино…»
В кино оказалось прекрасно.
После Петрова Дружников попал к Птушко в сказку «Каменный цветок», а потом к Пырьеву в цветную драму «Сказание о земле Сибирской». И вновь успех — 23,17 и 33,8 миллионов зрителей соответственно. Картина Пырьева была награждена Сталинской премией, равно как и следующий фильм Дружникова, сделанный уже специально под актера – партизанская драма «Константин Заслонов».
Настоящий пир в эпоху малокартинья… За пять лет Дружников снялся в 9 лентах, в четырех из них в главных ролях.
На пике славы женился на актрисе Нине Чаловой. Вместе супруги прожили до лихих девяностых.
Тогда, конечно, Дружников и думать не хотел о театре. Николай Охлопков зазывал Владимира на роль самого Гамлета, Дружников манкировал. Он, правда, состоял в труппе Театра-студии киноактера, но на тамошнюю сцену выходил редко.
Кинокарьера Дружникова просела так же резко и без видимых причин, как началась. С 1950 до 1953 он не снимался вообще, а потом не гнушался проходными ролями, среди которых по иронии судьбы выделялись роли достойные мхатовского репертуара, такие как художник Рябовский в «Попрыгунье», фон Корен в «Дуэли», Соленый в «Трех сестрах».
Кроме того, именно в уста Дружникова режиссер фильма «Офицеры» Владимир Роговой вложил крылатую фразу: «Есть такая профессия – Родину защищать…»
Хотя время его романтичного, ориентированного на яркую внешнюю молодость героя ушло, голос остался прежним и Дружников много работал в дубляже. Индейцы Гойко Митича, Фантомас Жана Маре, предводитель «Великолепной семерки» Юла Бриннера, капитан Ким из мульта «Тайна третьей планеты» это все он, — Владимир Дружников.
И все равно актер страдал от бездеятельности. Текучка не могла заменить ролей яркого начала.
В 1992 пришли другие беды, — умерла жена.
На ее похороны средства нашлись, а вот самого Дружникова в 1994 пришлось хоронить на нищенскую подачку театральной гильдии и вспомоществования друзей.
Фильмы его до сих пор помнят.