Валентин Дьяконов. «Неотделимый от «Самоцветов»
Поговорим сегодня о Валентине Дьяконове, парне с волшебным голосом, которому так и не удалось построить сольную карьеру.
Как большинство людей его поколения, Дьяконов был «битломаном». Именно песни «битлов» играл он в школьном ансамбле, с прозападным репертуаром выступал в кафе «Хрустальное», но на прослушивание в «Самоцветы» пришел с песней собственного сочинения «Ива».
Ансамбль «Самоцветы», который создал Юрий Маликов, еще не успел раскрутиться. Раскрутил его по существу Дьяконов. Фотогеничный, создающий впечатление мальчика с соседней улицы, обезоруживающий белозубой улыбкой, Дьяконов сразу стал кумиром школьниц. Надо учитывать, что средний возраст тогдашних кумиров эстрады превышал тридцать лет, а тут вдруг появился двадцатилетний Дьяконов с соответствующим репертуаром: «Школьный бал», «Не повторяется такое никогда», «Там за облаками», «Добрые приметы». А как пронзительно исполнил он «За того парня». Приходится жалеть, что где-то наверху решили раскручивать эту песню в исполнении маститого Льва Лещенко.
Дьяконов был в «Самоцветах» не единственным солистом. В определенный момент ансамбль работал так, что у каждого музыканта была сольная песня. Но зритель ассоциировал «Самоцветы» именно с Дьяконовым.
Когда ансамбль набрал обороты, начались проблемы. Десятки концертов в месяц кого хочешь вымотают, да и Валентин все чаще вспоминал о своем желании играть «битлов». Естественно, выстреливший хит «Самоцветов» «Мой адрес – Советский Союз» не мог греть его душу.
Хотя сам Маликов первопричиной раздора считал Дьяконова, совершенно понятно, что недовольны его руководством были многие. Дьяконов стал лишь спусковым крючком. Однажды он опоздал на концерт, Маликов его отчитал, слово за слово и Валентин демонстративно хлопнул дверью. Вслед за ним ушли супруги Шачневы, Юрий Петерсон, да собственно почти все значимые лица «Самоцветов». Ушедшие профессионалы создали новое ВИА — «Пламя», а Маликов спешно набрал других музыкантов.
Неизвестно, насколько жалел о разрыве с Маликовым Дьяконов, а вот Шачнева прямым текстом заявила: «Глупость — вот что это было! Если бы можно было заново жизнь прожить, я бы это исправила. Но ничего уже не изменишь…»
«Самоцветы» после потери первоначального состава так и не достигли прежней отметки популярности.
А «Пламя»…
Если Дьяконов уходил из «Самоцветов» желая петь другой репертуар, то в «Пламени» он его не получил. «У деревни Крюково» он пел еще в «Самоцветах», она же потащилась за ним в «Пламя». Та же история случилась с «Не повторяется такое никогда». Свежие хиты, такие как на «Дальней станции сойду» и «Идет солдат по городу» могли быть исполнены и в «Самоцветах». Эстетически «Пламя» оказалось клоном «Самоцветов», не более.
В 1975 Дьяконов поступил в Гнесинку, на эстрадное отделение. Именно там возле него сформировался новый коллектив единомышленников. Валентин мечтал о сольной карьере, независимой от ансамбля.
В 1978 Дьяконов получил предложение, от которого не смог отказаться. Его пригласили ведущим в передачу «Шире круг». Дьяконов покинул «Пламя» прямо в разгар гастрольного тура.
Сольную карьеру он начал песней «Красный конь». Эта песня стала его единственным сольным хитом. Из «Шире круга» Валентина скоро попросили.
В 1980-ые Дьяконов именно что метался. Выступал в ансамбле «Красные маки», работал звукорежиссером, завел свою звукозаписывающую студию. Что касаемо песен, репертуар ему поставлял автор «Дня Победы» поэт Владимир Харитонов. Ни одна из этих песен не выстрелила. На год Дьяконов даже вернулся в «Пламя», но дважды в одну реку…
Валентину было едва за сорок, когда он прекратил эксперименты, помирился с Маликовым и начал выступать в рамках возобновленных «Самоцветов». Новому поколению эти песни были незнакомы, но на волне ретро работалось хорошо. В конце концов, песни «Самоцветов» и «Пламени» неотделимы от воздуха 1970-ых, а сделаны они так, что неплохо звучат и поныне.