ЛитератураМульты

«ЭТО СВИНЬЯ МОЯ!»: ПОЧЕМУ СО ВСЕМИ СУДИЛСЯ СОЗДАТЕЛЬ ПОРОСЕНКА ФУНТИКА

Оказывается, вот уже полтора года как покинул сей мир Валерий Шульжик (1939-2020), в некотором роде клон Эдуарда Успенского. В отличие от Успенского Шульжик придумал всего одного классического мультипликационного героя – поросенка Фунтика, но так же обожал за него судиться (ПОЧЕМУ ЧЕБУРАШКУ УСПЕНСКИЙ ДЕЛИЛ С ХУДОЖНИКОМ ЧЕРЕЗ СУД, А ГЕРОЕВ ПРОСТОКВАШИНО — НЕТ).  

Путь в искусство Валерий начинал, как актер Хабаровского ТЮЗа и подвижная актерская психика во многом предопределила его отношение к жизни. Не терпел Шульжик покоя и болота нормальных отношений, заводя ссоры на ровном месте.

Странным образом этому конфликтному человеку судьба все время подбрасывала работу в соавторстве.

Первые книжки Шульжика состояли из детских стихов. Ему не удалось стать автором «Веселых картинок» или «Мурзилки», а без этих журналов детскому поэту в те времена было не пробиться. Жил Шульжик вдалеке от столичных издательств и позже будет вспоминать добрым словом земляков Распутина и Вампилова, а в те времена мечтал о Москве. По его словам отказ в столичном жилье подписал сам Михалков, активно боровшийся с авангардной детской поэзией.  

Попав в столицу путем фиктивных браков, Шульжик почему-то не спешил в издательство «Малыш», сосредоточившись на «Мосфильме».  

В 1982 увидел экран истерн по сценарию Шульжика «Срочно… секретно… Губчека». Соавтором сценария числился Оскар Волин, которого Шульжик, уж не знаю насколько правомочно, назвал братом директора «Мосфильма». Шульжик рассказывал, что просто перелопатил свою пьесу «Огненный брод», а Волина видел всего два раза. Тем не менее, на премьере в кинотеатре «Россия» на сцену вышел Волин, сказавший, что при написании сценария пришлось много работать в архивах.  

Вообще соавторы стали каким-то бичом Шульжика. В интервью он сетовал:  

«Второй фильм я сделал так же, мне кого-то прилепили. Потом начальник мне говорит: «Валерий, хотите, следующий сценарий вы напишете сами, без пришлёпок, и вы будете работать у нас как сценарист? Есть очень нужный «Мосфильму» человек, надо написать для него сценарий, но вашей фамилии в титрах не будет»

Что за третий фильм, не знаю, а второй — «Прежде, чем расстаться» (1984), снятая тем же режиссером Александром Косаревым, что и истерн про Губчека. В сценаристах значатся Шульжик, Косарев и Георгий Фере.

В фильме сыграл одну из ролей Юрий Антонов. Там прозвучали песни мэтра на стихи режиссера Косарева «О тебе и обо мне», «Долгожданный самолет», «А где-то».  

Параллельно с кино Шульжик окучивал пространства детских театров.  

В 1976 году появилась пьеса «Четвертый поросенок». Здесь у Шульжика опять был соавтор – режиссер Юрий Фридман. В свое время Фридман сделал два сюжета для киноальманаха «От семи до двенадцати» и попал режиссером в театр кукол имени Образцова. «Четвертого поросенка» он поставил в Харькове.

Каков был вклад Фридмана в поросячий образ не знаю. Достоверно следующее: сценарии всех четырех мультфильмов о Фунтике ребята писали вместе, а в новейшее время Шульжик сделал переработку приключений задорного поросенка в серию книг, Фридмана не упоминая.

Мультяшная тетралогия «Неуловимый Фунтик» (1986-1988), снятая Анатолием Солиным была чуть ли не последним достижением «Союзмультфильма» в плане рождения серийного героя уровня Волка и Зайца, кота Леопольда, обитателей Простоквашино. Художником-постановщиком мультфильмов была жена Солина Инна Пшеничная. Эта же семейная пара занималась иллюстрациями книжек про Фунтика.

До поры-до времени.  

картинка с сайта labirint.ru
картинка с сайта labirint.ru

Еще одним соавтором Шульжика стал Эдуард Успенский.

С классиком Шульжик написал новогоднюю пьесу «Дед Мороз и разбойники, или Екла для крокодилов», в которой оказались совмещены два популярных героя, — Фунтик и Чебурашка. Работали под заказ лужковской мэрии. В процессе сотрудничества возникла фигура ученика Успенского Андрея Усачева и Эдуард сделал попытку сменить на ходу соавтора.  

Естественно, Шульжик был обижен. Однако, его пафос разоблачения Успенского выглядит декларативно: «Он заботился и пекся только о себе. Как он обошелся с создателями Чебурашки (нарисовал его Шварцман, а «оживили» мультипликаторы) — отдельная некрасивая история».

Уж чья бы корова мычала.  

«Фунтиком» Шульжик называл в шутку своего маленького сына Игоря. Сынок вырос и стал юристом, специализирующимся на авторских правах. Защищая отца, ему пришлось отмахиваться от колбасников, присобачивших изображение Фунтика на свой продукт. Судились и с деятелями секс-шопа, назвавшими одну из резиновых кукол «Беладонной».   

В итоге докатились до судов с Солиным и Пшеничной, которые, напомню, создали художественный образ поросенка.  

Солин говорил:  

«Идею нам подала детская пьеска «Четвертый поросенок», написанная Валерием Шульжиком. Это была небольшая книжечка с плохими иллюстрациями, которыми только детей пугать. Образ Фунтика мы придумали сами».

Шульжик стремился решать проблемы, взяв за образец своего учителя Успенского. Солин и Пшеничная получили предложение подарить авторские права сыну Шульжика. Естественно, отказались. Начался вечный спор: кто главнее, — автор или художник (ПОЧЕМУ ТРУДНО ПОДЕЛИТЬ ЧЕБУРАШКУ).  

Пока суд да дело, Шульжик, опять же подобно Успенскому, получил предложение продолжить мультипликационные приключения поросенка. Но переговоры с продюсером Сергеем Сельяновым сразу зашли в тупик. А как иначе, если, по словам автора, «Договор был такой: «Мы снимаем, пока мы свои деньги не выберем, вам ничего». Я спрашиваю: «А когда вы их выберете?» Продюсер мне: «Ну, мы не знаем, когда выберем, вас предупредим».  

В результате вместо Фунтика Сельянов занялся Лунтиком.  

Что ж, поросенка Фунтика у Шульжика никто не отнимет.  

Его симпатичные приключения веселят не одно поколение детей.

И дальше будут веселить.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»