«Так я и попала в черный список». Проблемы Аиды Ведищевой
10 июня справляет день рождения Аида Ведищева, еще одна певица, строящая из себя жертву Сергея Лапина (ЛАПИН И ЕВРЕИ).
Если верить Ведищевой, СССР был насквозь антисемитским государством. Вот как она объясняет свою неудачу при поступлении в Щепку: «Возможно, из-за пятого пункта». При этом никак не объясняет удачу, при которой выпускницу Иркутского музыкального училища узнала вся страна и даже пятый пункт не помешал.
Начинала Ведищева в ансамблях Олега Лундстрема и Леонида Утесова. С 1966-го пела под аккомпанемент ансамбля «Мелотон», которым руководил ее второй муж Борис Дверник.
Ведищева раскрутилась на всю страну благодаря сотрудничеству с Леонидом Гайдаем и Александром Зацепиным (АЛЛА ПУГАЧЕВА VS. АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН: ИСТОРИЯ ССОРЫ). Гайдай доверил певице исполнить «Песенку о медведях» в ленте «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Потом была «Помоги мне» в картине «Бриллиантовая рука».
Также у Ведищевой выстрелили песни «Лесной олень» из детского фильма «Ох уж эта Настя!», «Колыбельная медведицы» из мультика «Умка» и «Чунга-Чанга» из мультика «Катерок». Зацепин продолжал курировать певицу, доверив ей саундтрек в картинах «Белый рояль» и «Ангел в тюбетейке». Отдельной строкой стояла в репертуаре Ведищевой патриотическая песня «Товарищ».
Одна из претензий певицы — в титрах фильмов ее не упоминали. А кого упоминали? В той же «Кавказской пленнице» Надежда Румянцева за Варлей ни одну песенку исполнила, а всю роль озвучила (ОБИДА НАТАЛЬИ ВАРЛЕЙ). Ее упомянули? А сколько раз ставили в титры Татьяну Дасковскую, штатную певицу киностудии Горького («Прекрасное далеко» Татьяны Дасковской, знаменитой певицы, которую скрывали от зрителей и поэтому ее никто не знал)? Дасковская и озвучила причины порочной практики: «В советское время тщательно оберегали имидж актеров. Зрители должны были быть уверены, что герои кинолент сами красиво поют. Поэтому мою фамилию не указывали даже в титрах».
Можно спорить — справедлива ли была такая практика (нет, на мой взгляд), но надо признать, что непопадание Ведищевой в титры не есть злонамерные козни лично против нее направленные. Таков был негласный закон.
В 1968 Аида становится лауреаткой фестиваля эстрадной песни в Сопоте. Там разгорелся скандал, поскольку в разгар торжеств пришло известие: «Советские танки вошли в Чехословакию». Ведищева получила рекомендацию сверху саботировать конкурс, ибо советскую певицу все равно освищут. Ослушавшись, она выступила и завоевала вторую премию.
Но это уже, по мнению Ведищевой, ни на что не влияло. Непослушание вышло боком. Певица говорила: «Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты».
Насчет «перестали показывать по телевидению»… Ведищева, как и ее коллеги Мулерман (Вадим Мулерман против Иосифа Кобзона. Жена виновата?), Мондрус да прочие, обвиняла председателя Гостелерадио Сергея Лапина в составлении запретного списка, в котором фигурировали певцы с пресловутым пятым пунктом. В частности, Ведищеву Лапин не пустил с «Лесным оленем» на итоговую «Песню года-1973». Вместо нее «Оленя» исполнил Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР.
Однако, при чем тут Лапин? Свой детский хор в первой половине 1970-ых телевизионщики раскручивали как могли. Чем дальше, тем больше у хора намечались проблемы с репертуаром. Весь Шаинский с Крылатовым были перепеты, началась пробуксовка. Отдать в обстоятельствах острого дефицита песню из детского фильма взрослой тёте руководитель хора Попов не мог по определению. И Лапин не мог, — хор представлял Гостелерадио.
Впрочем, Ведищева понимала — проблема не в Лапине, который всего лишь человек. Просто Аида не вписывалась в советский эстрадный контекст 1970-ых.
Попробуем разобраться — почему?
Такие герои предыдущего эстрадного призыва как Ободзинский, Мулерман, Горовец (ПЕВЕЦ, ПОТЕРЯВШИЙ АУДИТОРИЮ, УЕХАВ ИЗ СССР В ИЗРАИЛЬ), Миансарова погорели в немалой степени из-за заигрывания с зарубежным репертуаром. Ребята беззастенчиво перелицевали западные шлягеры на русский лад, пока в 1973 СССР не примкнул к Всемирной конвенции об авторском праве. Зачистка же перепевателей началась за пару лет до 1973.
Ведищева к перепевкам отношения не имела, во всяком случае хитовым в ее исполнении становился материал советских композиторов, но направление ее творчества все равно, так сказать, страдало космополитизмом: лирика в моднючей аранжировке.
Меж тем, уже на первой итоговой «Песне года» (1971) Лапин заявил о новом — патриотическом — направлении советской эстрады. Лицами фестиваля стали Галина Ненашева с «Любите Россию» и «Я люблю тебя, Россия», Юрий Гуляев с «Русским полем» и «Знаете, каким он парнем был», Магомаев с «Вдоль по Питерской». Чуть ли не единственную патриотическую песню из репертуара Ведищевой «Товарищ» на «Песне года» перепел Лещенко.
Кроме того, Лапин сделал ставку на слушателей-зрителей 30+. До появления Аллы Пугачевой главными певицами советской эстрады стали вполне традиционные Ольга Воронец («ПОДРУГОЙ НЕ БЫЛА НИКОГДА». СТРОИЛА ЛИ КОЗНИ ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА ОЛЬГЕ ВОРОНЕЦ?) и Мария Пахоменко (засветившиеся на той же первой итоговой «Песне года» — ПОЧЕМУ ВСТРЕТИЛИСЬ В СУДЕ РОДСТВЕННИКИ ИЗВЕСТНОЙ СОВЕТСКОЙ ПЕВИЦЫ?), Людмила Сенчина и Валентина Толкунова. Это были представительницы протяжной русской песни с налетом ретро. Особняком стояла София Ротару, но ее в немалой степени вывозила национальная этника.
Недаром Ведищева восклицает: «Мне так и говорили: «Берите пример с Валентины Толкуновой!»
С Толкуновой Аида брать пример не сочла нужным, идя по своей линии.
В какой-то момент ей это удавалось.
Ведищева собрала свой коллектив и сделала программу «Поющие новеллы». Эту программу, кстати, сама актриса характеризует как «а-ля западный мюзикл». После ряда успешных выступлений коллектив у Ведищевой отобрали. Тогда она записала инструментальные фонограммы всех своих песен и начала выступать под минусовку в шоу «Вечная песня любви» с тремя братьями-близнецами танцорами Абидовыми. Как только Абидовы раскрутились, их тоже забрали в самостоятельное плавание.
Нормальной творческой жизни Ведищевой не давали, но эмигрировала она одной из последних, в марте 1980-го, когда уже уехали Мондрус, Горовец, Нина Бродская.
В США все пришлось начинать сначала.
Но это уже другая история.