САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КИНОКОМЕДИИ НЕЗАМЕТНОГО КОМИКА
6 мая ушел из жизни Эммануил Геллер (1898-1990), еще один актер известный всем вообще и почти никому конкретно.
Такое уж амплуа выпало Геллеру, — комик на минимальном подхвате. В фильмографии его под сто картин, из которых половину до сих пор регулярно крутит Российское телевидение, а имя не на слуху. Как и имена Константина Сорокина (Тяжесть амплуа комика Сорокина), Юрия Медведева, Александра Бениаминова (Александр Бениаминов. Предательство учителя и отъезд)
Перечислим же наиболее известные киноработы Геллера.
Первое робкое узнавание принесло ему участие в комедиях Григория Александрова. В фильме «Веселые ребята» Геллер сыграл зрителя, который глупо восхищается женой, плачущей на симфоническом концерте, тогда как слезы ее вызывают жмущие туфли. В «Цирке» актер предстал дирижером, а в «Волге-Волге» фотокорреспондентом.
Вот где Геллера сложно забыть так это в «Сердцах четырех» Константина Юдина. Он появился в двух эпизодах, — сначала ждал, когда герой Самойлова наговорится по уличному таксофону, а в финале догонял поезд. По признаниям Савелия Крамарова, он смотрел «Сердца четырех» десятки раз, неизменно восхищаясь игрой Геллера.
В картине Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре» Эммануилу досталась одна из самых «больших» ролей в карьере — коварного и глупого ростовщика Джафара.
В 1965 на Геллера обратил внимание Леонид Гайдай, задействовав его в дилогии про Шурика. Геллер появляется в первых же кадрах «Операции «Ы» и другие приключения Шурика» в роли незадачливого пассажира, который пропускает из-за студента автобусы. В «Кавказской пленнице, или Новые приключения Шурика» Геллер сыграл шашлычника.
«12 стульев» Гайдай снял без Геллера, а вот Марк Захаров мимо не прошел. В его версии романа Ильфа и Петрова Геллер опять изобразил кавказца в шашлычной.
На исходе 1970-ых Геллера разглядел и широкий зритель, когда он исполнил роль доброго волшебника Марлаграма в мюзикле «31 июля».
Я же впервые запомнил Эммануила в «Покровских воротах» в роли дедушки мальчика-скрипача.
Запомнил только потому, что при просмотре мой дед похвастался, что «лежал с этим актером в одной больничной палате», я тогда подумал, — «Тоже достижение! Вот если б с Броневым — Мюллером!». А сейчас жалею, что не расспросил деда про то, какой Геллер был в быту, ведь информации о нем почти нет.
Мы ленивы и нелюбопытны.