«Пышка» и «Актриса»
2 февраля родилась Галина Сергеева (1914 – 2000), легендарная Пышка из одноименной картины Михаила Ромма.
Этот фильм сделал двадцатилетнюю дебютантку звездой.
Изначально в главной роли экранизации новеллы Мопассана Ромм видел Валентину Кузнецову. Та забоялась фотопроб в откровенном платье. При этом собиралась играть, на минуточку, проститутку.
Кузнецову Ромм от роли отстранил, но с площадки не выгнал, сделав помрежем. Заместо себя Кузнецова привела на роль Пышки Сергееву. На вопрос, чем же так хороша актриса (до сего момента игравшая только роли с двумя-тремя репликами) Кузнецова ответила: «У нее фигура французская».
Эта фигура стала притчей во языцех.
Когда партнерша по «Пышке» Фаина Раневская впервые увидела Сергееву в съемочном костюме, то восхищенно выдохнула: «Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей».
А когда в 1935 году Сергееву к 15-летию Советского кино внесли в список работников, удостоенных званий Авель Енукидзе на вопрос: «Сергееву то за что? У нее всего один фильм» ответил: «У этой артистки очень выразительные большие… глаза»
Так или иначе, Сергеева стала самой молодой заслуженной артисткой РСФСР.
После «Пышки», однако, карьера застопорилась. Пошел ряд ныне прочно забытых картин. В отличие от большинства актрис Сергеева не впала в панику. У нее и без ярких творческих успехов все было в ажуре. Став женой Ивана Козловского, за которым охотилась половина женского населения страны (другая половина бегала за Сергеем Лемешевым), Сергеева получила доступ в высший свет.
И вообще, как вспоминает дочь:
«У мамочки была необыкновенная черта в этой среде — ей было совершенно наплевать на карьеру. Она радовалась, когда отменялась премьера, чтобы побыть дома, с отцом»
В 1943 году Сергеева сыграет главную роль в заметной мелодраме «Актриса». Этот фильм станет ее второй визитной карточкой и прощанием с кинематографом.
Вскоре после войны произойдет прощание с Козловским, причем драматичное.
Вторая дочка счастливой семейной пары родилась со сколиозом. Ей грозило быть горбуньей. Никто из врачей не мог помочь. За уникальную операцию взялся только профессор Чаклин.
Сразу после операции Сергеева огорошила Козловского известием, что уходит от него к Чаклину.
Но жизнь с медицинским светилом не сложилась.
После развода Сергеева осталась с двумя дочками на руках, без работы и средств. На ней висел пай за кооператив на Тверской.
Вот что рассказывает дочь:
«Отец был на нее очень обижен до конца жизни. Мама совершила эпатирующий поступок: не каждая женщина позволит себе уйти от Ивана Семеновича Козловского. Он тогда безумно сердился на нее и не помогал материально. Он деньги давал только нам, дочкам…
Я помню шелест бумаг: это кипа ломбардных закладных, над которыми часто сидела мама. Она панически боялась пропустить срок выкупа, потому что тогда вещи сразу продавались. Так за бесценок ушла часть прекрасной мебели из карельской березы, картины, люстры. В те трудные времена мама проявила силу духа и стала сама зарабатывать деньги. Она сделала программу и по линии Бюро пропаганды кино много ездила с творческими встречами. Порой выступала в нечеловеческих условиях, но не жаловалась, была счастлива, что могла заработать деньги и выкупить квартиру».
В общем, свою семью Галина Сергеева удивляла, как умела. Последний финт она выкинула в 76 лет, выйдя замуж за бывшего тенора Большого театра В. В. Горбунова (тот был старше на два года).
Что ж, Галина Сергеева прожила яркую, насыщенную жизнь, не останавливаясь на мимолетном достижении юности, вписавшем ее в киноискусство навечно.
Всем бы так…