Почему о смерти актера Виктора Авдюшко молчали газеты?
11 января отмечал день рождения Виктор Авдюшко (1925-1975), актер, о причинах смерти которого в кино советском возникла фигура умолчания.
Актер ушел в самом расцвете сил и отсутствие информации заполнили слухи. Говорили, помер от водки, покончил с собой.
На деле, случай Авдюшко можно провести по тому же ведомству, что и гибель Евгения Урбанского.
А именно, — «Драма на производстве».
Авдюшко ходил рядом с успехом.
И все время ему что-то мешало выбиться в звезды первого ряда.
Учился он во ВГИКе одновременно с «молодогвардейским» курсом Сергея Герасимова и даже в экранизацию «Молодая гвардия» попал, на кратенькую роль сотрудника обкома.
Первым фильмом, где Авдюшко выпала более-менее связная роль – шпионский боевик «В мирные дни». С этой картины началось его амплуа социального героя.
У начальства Авдюшко котировался наряду с Михаилом Ульяновым и Евгением Матвеевым.
Вот только с ролями ему везло значительно меньше.
В 1957 Авдюшко получил роль демагога и карьериста в экранизации повести Владимира Тендрякова «Тугой узел». К тому времени у Авдюшко настолько сложилась репутация экранного хорошиста, что начальник «Мосфильма» Пырьев отказывался его утверждать. Режиссеру Швейцеру пришлось дать расписку, гарантирующую — актер справится.
«Тугой узел» имел тяжелую прокатную судьбу. Широкий зритель его не увидел.
Впрочем, даже если бы увидел…
Главная творческая проблема Авдюшко, — он выбился не просто на главные, а серьезные роли, о которых мечтает любой театральный актер, но среди них не было ролей, способных затронуть массы. Разве может сорвать кассу надоевший в школе нигилист Базаров, сыгранный Авдюшко в экранизации романа Тургенева?
Или взять шедевр актерского искусства — контуженного солдата Ямщикова из драмы «Мир входящему». Здесь Авдюшко даже не разговаривал, строя образ мимикой. Филигранная работа. Фильм чем-то не угодил начальству, его пустили третьим экраном, хотя на кинофестивале в Венеции он взял «Золотой кубок». Но, положа руку на сердце, «Мир входящему» картина для массового зрителя сложная и ее клубный прокат закономерен.
Скандал с «Миром входящему» показал характер актера, отнюдь не благостный. В Доме Кино устроили дискуссию, во время которой кто-то из ораторов призвал отлупить режиссеров Алова и Наумова ремнем, как лупит в их фильме ремнем герой Авдюшко немецкого солдата. Пришедший на собрание с актерской вечеринки Авдюшко спал в задних рядах, но услышав свою фамилию, проснулся, и пошел к трибуне, расстегивая ремень на брюках, и угрожая выпороть докладчика.
Еще на одной картине Авдюшко не глянулась режиссерская трактовка его роли. Тогда он позвал режиссера покататься в лодке, завез на середину реки и терпеливо объяснил, чего хочет.
Случались у Виктора и забеги на территорию жанрового кино (водолаз в фильме «Тридцать три», трактирщик в «Обыкновенном чуде»), но с каждым годом он все больше играл военных («Живые и мертвые», «Освобождение», «А зори здесь тихие») вряд ли чувствуя творческое удовлетворение. С чего бы ему иначе цепляться за домашний кукольный театр, устроенный в доме одного из друзей? Самодеятельности занятый актер уделял непропорционально много времени, играя роли, которые больше ему нигде не давали.
При этом, Авдюшко очень ценили наверху. В 1965 Виктор получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1974 Народного артиста РСФСР.
Если он и позволял себе жалобы, то не на работе. Профессионал высочайшей пробы, Авдюшко четко знал слова «Надо!», «Должен!» и «Сделаю!».
Это его и погубило.
Имеются разночтения, на какой картине драма произошла, потому обойдемся без констатации. Съемки начались летом, а доснимали в ноябре. Вот что об этом рассказывала Лидия Смирнова:
«Авдюшко на Дальнем Востоке должен был сниматься на фоне военных кораблей, которые вот-вот могли надолго уйти, и съемочная группа могла не выполнить план. Группа приходила к Авдюшко и умоляла, чтобы он, больной, работал. И он в шинели с автоматом через плечо, с воспалением легких влезал в ледяную воду. Сняли два дубля, и у него образовался гнойный плеврит. Через семь месяцев он умер…».
Есть сведения, будто и с больными почками Авдюшко пришлось безропотно лезть в ледяную воду на следующей картине.
Умер он, поскольку почки отказали.
А киношное начальство лишь выпустило очередной циркуляр об охране актерского труда.
Фильмов, ради которых Авдюшко рискнул жизнью никто не помнит.
Его помнят.