КиноСоветское кино

ПОЧЕМУ ЛЮБИМЫЙ АКТЕР ВЛАДИМИРА ПУТИНА НЕ ЛЮБИЛ СССР

4 сентября отмечал день рождения Донатас Банионис (1924-2014), литовский актер, приобретший в СССР всесоюзную славу.

При этом отношение к стране, которая ему эту славу дала, было у Баниониса сложным, слишком много родовых меток оставила на нем жизнь.

Отец Баниониса, обычный портной, попав на службу в царскую армию, напитался в тамошнем подполье революционными идеями. После октября 1917 он начал сотрудничать с большевиками. Власти Литвы бросили его в тюрьму за организацию забастовки.

Одно время Банионис-старший жил в Бразилии, откуда его выслали за антиправительственную деятельность. Вернувшись в буржуазную Литву, он опять окунулся в нелегальное коммунистическое движение. В 1940 году мечта его сбылась, Литва вошла в состав СССР.

Отец был последователен, тем более странна позиция сына, которого мотало из стороны в сторону.

"Мертвый сезон". Фото с сайта goodhouse.ru
«Мертвый сезон». Фото с сайта goodhouse.ru

Когда Литва вышла из состава СССР, обретя независимость, выяснилось, что в отличие от отца приход советов в Литву сын расценивал отрицательно, мол, «начались страшнейшие репрессии». Может, и начались. Страна готовилась к войне и совсем не хотела иметь в тылу пятую колонну националистов. Донатас сам подтверждает обоснованность репрессий, рассказывая, как при немцах жилось спокойно.

«Немцы не вмешивались. Они пришли и пошли дальше на восток, а мы продолжили работать. Причем работать стало даже легче, чем при советской власти: мы стали городским театром и зарплату нам платило уже не министерство, а местное самоуправление. А вот когда немцы в 1943 году начали отступать, вот тогда было страшно. Все думали, что нас закроют и сошлют в Сибирь…»

В порыве откровенности Банионис признался, что в 1944, когда Советы освобождали Литву, он думал бежать заграницу, тут же, впрочем, внося корректировку: слава Богу, не получилось.

«Я семь раз был в Америке, мне даже предлагали остаться. Но что я мог там делать? На заводе работать или в эпизодах сниматься? Да, в Чикаго была большая литовская диаспора. Конечно, они жили богаче, чем мы, хотя бежали из Литвы в одних рубашках. Но какой ценой им это богатство далось! Они выезжали на работу в пять утра, возвращались домой, валясь с ног от усталости, выпивали стакан виски — и спать. И так из года в год. Кто-то стал инженером, кто-то работал на заводе по производству жевательной резинки или кока-колы. Посмотрел я на это и понял: как хорошо, что мне тогда не удалось убежать».

Накопленные обиды странным образом чередовались у Баниониса с верным пониманием вещей. Актер жалуется, что при советах пришлось менять весь театральный репертуар, и тут же делает акцент, — без Советской власти он, заморыш из-за недостатка средств не закончивший гимназию, всю жизнь лепил бы горшки из глины (в училище парень приобрел профессию керамиста).

Косвенным образом советская власть позаботилась даже о счастливом браке Баниониса. Согласно его рассказам, он женился на актрисе Оне Конкулявичюте из жалости. Ее отца и брата уже отправили в Воркуту, а девушка опасалась, что ее сошлют в Сибирь. Отец Баниониса, парторг волости, мог выступить гарантом защиты для девушки и Донатас взял ее в жены. Прожил в счастливом браке шестьдесят лет.

"Солярис". Фото с сайта screenmusings.org
«Солярис». Фото с сайта screenmusings.org

И все же новое время диктовало Банионису новые песни, заставляя кидать в сторону СССР каменья.

В первом фильме, принесшем ему всесоюзную славу «Никто не хотел умирать» (1965), Банионис сыграл бывшего «лесного брата», который встал на сторону советской власти. За эту картину актер получил Госпремию СССР.

Что же сказал он в момент, когда Литва стала свободной?

«Лесные братья» были уверены, что они сражаются за независимость Литвы. В фильме есть сцена, где главный герой — Бронюс — разговаривает с «лесными братьями»: «Зачем вы идете в лес, убиваете людей? Ведь эти смерти бессмысленны. Поймите — советская власть пришла на века. Так зачем же тогда убивать?» Но история показала, что правы-то оказались те, кто уходил в лес»

Чего не скажешь в политическом запале, упуская из виду, что время меняется, черное становится белым, белое – черным, но становится лишь на смутный промежуток. Истина все равно выходит на большак.

В дальнейшем Банионис многое в своих высказываниях подкорректировал.

Но обо всем по порядку.

"Никто не хотел умирать". Фото с сайта regnum.ru
«Никто не хотел умирать». Фото с сайта regnum.ru

Это был один из самых снимаемых актеров Союза. В его активе была роль советского разведчика в «Мертвом сезоне» (1968), пастора в «Берегись, автомобиля» (1966), гениального художника в «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971), Криса Кельвина в «Солярисе» (1972) Тарковского, Председателя в «Приключениях принца Флоризеля» (1979).

Из-за акцента Баниониса приходилось переозвучивать. Чаще других это делал Александр Демьяненко. Его работу Банионис оценивал очень высоко.

«К сожалению, так ни разу не встретился с ним. Передавал приветы через знакомых. Ведь когда смотрел «Мертвый сезон», думал: он озвучивает лучше, чем я играю. Такие в голосе нюансы, такая психология… После той картины на меня посыпались награды, но я думаю, это только его заслуга — не моя. Прекрасный был актер…»

В получившей свободу Литве Банионис вел жизнь уважаемого театрального деятеля. Однако, он не мог не заметить насколько масштаб его славы сузился. Раньше Донатаса приветствовала шестая часть мира, и вдруг все скукожилось до Прибалтики, а вскоре и там узнавать перестали.

Банионис сетовал:

«Недавно я пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает – кто вы такой? Банионис. Да кто ты такой – Банионис? Я и ушел. Ну, что поделать — она, видимо, не смотрит кино. В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: ой, ой, садитесь, садитесь. Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение».

Из-за литовского законодательства актер и любимую работу потерял. Согласно тамошней пенсионной реформе работающий пенсионер лишается права на пенсионные выплаты. Пришлось из театра уволиться.

Второй виток славы Баниониса опять оказался связан с Россией. Когда президентом стал Владимир Путин, в СМИ была вброшена мулька, что он захотел стать разведчиком, увидев Баниониса в «Мертвом сезоне». В 2001 году, при встрече российского президента с литовским, актера включили в состав официальной делегации. Быстро пробежав мимо высокопоставленных лиц, Путин устремился прямо к Банионису. Их короткая беседа, во время которого Путин признался Банионису (по словам Баниониса): «А вы мой крестный отец», не была запланирована протоколом и стала в Литве сенсацией. Еще бы, в России актер Банионис оказался известнее президента Литвы (свидетельствую, — так оно и есть).

В последний путь президент России проводил любимого актера теплыми словами, отбив сыну актера телеграмму.

«Мы все помнили и любили Донатаса Юозовича, ценили его талант, удивительное актерское мастерство и личное обаяние, неповторимые работы в театре и кино. Донатаса Баниониса больше нет с нами, но осталось его богатейшее творческое наследие, осталась добрая, светлая память о нем»

А что Литва?

Да в своем репертуаре. В 2018 Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы обвинил Баниониса в работе на КГБ. Якобы актер при поездке в США в 1970 году перезнакомился с литовскими эмигрантами и на всех предоставил характеристику. Никто не брал в расчет рассказы самого Баниониса о том, как его пытались завербовать, да оставили в покое. 

Справедливости ради заметим, что информация о Банионисе — агенте КГБ вызвала среди литовской интеллигенции шквал критики. Появился целый ряд опровержений.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»