Почему Дина Дурбин так рано ушла из кинематографа?
4 декабря родилась Дина Дурбин (1921-2013), актриса, сохранившая легендарный статус, несмотря на скандальный уход из кинематографа в цветущем возрасте 27 лет.
Дина Дурбин показательный пример продюсерского проекта. На ее примере видно, как строится серьезным дядей серийный кинообраз; достоинства метода и недостатки.
Дурбин самый яркий пример, показывающий голливудскую кухню, поскольку в ее творческой биографии не было полутонов. Если успех — то грандиозный. Если неудача — то днище.
Дети пользовались популярностью в Голливуде с времен «Завтрака младенца» (ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК КИНОЭКРАНА).
В 1930-ых большой успех свалился на Ширли Темпл. Эта девочка начала сниматься в 4 года, в 6 лет выпустила первый кассовый боевик, в 7 получила «молодежный» «Оскар», к 10 годам всем поднадоела. Пресыщенный ужимками малышни рынок требовал девочку постарше.
Ведущие киностудии сосредоточились на поисках талантливых подростков. Прекрасно поющая Дурбин в 14 лет заключила контракт с «МГМ». В тисках той же студии томилась не менее талантливая Джуди Гарленд (Джуди Гарленд: Истерия в действии). В целях посмотреть, как девочки будут выглядеть на экране, их сняли в короткометражке «Каждое воскресенье».
Вряд ли в истории кинематографа сыщется такая беспомощная лента, давшая путевку в жизнь сразу двум легендам.
Сюжет «Каждого воскресенья» был банален до рвоты. Две юницы устраивают концерт. Угадайте с двух раз, какой эффект произвело их выступление? Каждый может себе представить толстых рукоплескающих лавочников, утирающих слезы матерей семейства и обнимающихся от избытка чувств музыкантов.
Но есть в беспомощном творении «Каждое воскресенье» момент, вызывающий незапланированную режиссером Феликсом Файзом дрожь. Это когда беспечно заливаются соловушками, стоя на деревянной эстраде, две девочки Эдна (настоящее имя Дурбин) и Фрэнсис (настоящее имя Гарленд), и никто, ни одна живая душа не ведает в том, 1936 году, какая слава их ждет и какое разочарование. Хочется остановить мгновение, прыгнуть в экран, схватить наивных, неиспорченных дурашек за руки и увести в нормальную, может быть, серую, не легендарную жизнь. Черт с ней, с легендой, если приходится расплачиваться за нее чистотой души, погасшим румянцем и разбитой вдребезги судьбой.
Заценив «Каждое воскресенье» «МГМ» начало окучивать Джуди Гарленд. Дину же подхватил другой концерн, правда, находящийся на грани финансового краха. Речь идет о студии «Юниверсал», где работал продюсер милостью божьей Джо Пастернак. Именно он стал Пигмалионом Дины Дурбин.
Пастернак сделал десять картин с участием Дины. Шесть из них режиссировал Генри Костер. Из Дины слепили милую, задорную, где-то сентиментальную, где-то смешную, но, в общем, примерную девочку. Дина пользовалась популярностью не столько у ровесников, сколько у их матерей. Ее амплуа можно определить как «идеальная дочка» и недаром в первых трех картинах героиня Дурбин устраивала родительские дела — возвращала в семью отца («Три милые девушки» (1936); находила отцу работу («Сто мужчин и одна девушка» (1937); находила матери жениха («Без ума от музыки»(1938).
По замыслу Пастернака от фильма к фильму Дина взрослела вместе с образом. То есть, вся нация имела возможность наблюдать, как милая девушка становится женщиной. Такое голливудское реалти-шоу.
В фильме «Этот возраст» (1938) героиня переживала первую «придуманную» влюбленность. В вариации «Золушки» «Первый бал» (1939) поцеловалась с молодым человеком. В фильме «Все началось с Евы» (1941) стала невестой наследника миллионов — дальше брак и счастливая жизнь.
Проект был логически завершен. Не все фильмы десятки равноценны, но следует признать, — Джо Пастернак знал, что делал, и его стратегия вывела Дину в кинозвезды. В 1938 она получила «молодежный» «Оскар». В 1940 ее гонорар за фильм достиг 400 000 долларов.
Джо Пастернак чувствовал ответственность за свое творение и, главное, хотел продвигать Дину дальше. Просто его дела с «Юниверсал» были закончены. Он звал актрису с собой на другую студию, но девушка не решилась.
Как итог, Дина не снималась целый год.
А в 1943 году доказала, что и без Пастернака справится. Комедия «Сестра его дворецкого» собрала кассу, в том числе и в СССР. Если по советскому телевизору показывали отрывок с участием Дурбин, то это как пить дать было порпурри русских песен из «Сестры его дворецкого».
Обнадеженная успехом Дины студия вложилась в цветную музыкальную драму «Не могу не петь». Актрису обрядили в расфуфыренные костюмы 19-го века. Провал сего действа был грандиозен.
Война вывела на экран принципиально иной тип героини, нежели примерная девочка. Да и трудно было держать марку «приличной девочки», перевалив совершеннолетие. Дурбин начала бороться за счастье, доказывая право блистать под голливудским солнцем. В 1944 она прекрасно сыграла в нуаре «Рождественские каникулы». Поставленный по роману Сомерсета Моэма режиссером Робертом Сиодмаком фильм рассказывал о женщине, которая оказывается в публичном доме после брака с убийцей-маньяком. Маньяка играл танцор Джин Келли.
Если брать по гамбургскому счету, то «Рождественские каникулы» лучший фильм с участием Дины Дурбин. Там виден ее не такой уж маленький потенциал.
Сама же актриса больше любила фильм «Леди в поезде», — комедию с убийствами, нетривиальное действие для Голливуда тех лет. Там Дурбин тоже удалось блеснуть.
Вот только зритель Дину в новом качестве не принял. «Рождественские каникулы» и «Леди в поезде» не принесли в кубышку студии чего надо.
И для Дины начался ужас, который лучше не вспоминать, и не смотреть. Пять последних фильмов с ее участием снятые в период 1946-1948 годов один другого хуже.
Актриса признавалась:
«Почему я оставила свою карьеру? По одной причине: просто посмотрите четыре последних моих фильма и вы поймёте, что сюжеты их посредственны… почти невероятны. Когда я жаловалась на это и просила другой сюжет или разрешение на выбранную мной историю, неизменно получала отказ. Я была самой высокооплачиваемой актрисой и при этом довольствовалась материалом, который был самого худшего качества. Сегодня я понимаю, что я потерпела материальный ущерб из-за того, что эти фильмы были так плохи».
«Юниверсал» решила заплатить Дурбин гонорар за четыре неснятых фильма, разорвав преждевременно контракт.
Подобно Грете Гарбо Дурбин больше не появлялась на экране, а для журналистов, добивающихся интервью держала про запас коронную фразу: «Я ненавижу Голливуд!»