КиноСоветское кино

Николай Рыбников. Карьера в объятиях рабочего парня

Вся безусловная слава Николая Рыбникова (1930-1990) зиждилась всего на четырех фильмах, хотя сыграл он ролей кучу.

Скоропреходящий феномен популярности Рыбникова имел те же корни, что у его ровесника Леонида Харитонова (Женщины в орбите популярного актера). Харитонов показал на экране добродушного деревенского Ваню, Рыбников явил обаятельного заводского Сашу. Их народные герои появились одновременно с героем иного типа, который будет главенствовать в советском кино вплоть до 1980-ых: интеллигентный молодой человек. Первой ласточкой этого образа стал Алексей Баталов.

Помимо проблемы уходящего типажа Рыбников и Харитонов быстро утратили звездные позиции, поскольку их предала внешность. Перевалив тридцатилетний возраст, они раздались вширь, полысели, утратили задорный блеск глаз. Но если Харитонов всегда был ориентирован на театральную работу (Роковой театр для Леонида Харитонова), то выпускник ВГИКа Рыбников вне кино себя не мыслил. 

Вот об этом и поговорим. 

С СЕРГЕЕМ ГУРЗО В ФИЛЬМЕ «ТРЕВОЖНАЯ МОЛОДОСТЬ»

Мемуаристы хором свидетельствуют, что Рыбников был актер широкого диапазона. Во время учебы он играл Жюльена Сореля, Хлестакова, Дон Жуана, Макара Нагульнова, а вовсе не парней с нашего двора. 

Да и в кино Рыбников начал с резко отрицательной роли в экранизации бестселлера Владимира Беляева «Старая крепость», выпущенной на экран под названием «Тревожная молодость» (1954). В книге Беляева Котька Григоренко самый отвратительный персонаж, Рыбников его несколько очеловечил, но все равно затаенная хищность осталась на поверхности. В «Тревожной молодости», кстати, Рыбников встретился на площадке с Сергеем Гурзо, который быстро славу «Парня с нашего двора» терял (Спуск под уклон Сергея Гурзо).

В том же 1954 вышла комедия «Запасной игрок», где Рыбников впервые продемонстрировал комедийные способности, сыграв ужаленного пчелой футболиста.

Путь в социальные герои наметился у актера в 1955, когда он сыграл в драме Михаила Швейцера «Чужая родня» колхозника — комсомольца, попавшего в мещанскую семью с говорящей фамилией Ряшкины. В этой картине, кстати, мещанский быток нарисовали столь физиологично, что оторопь брала.

Слава же актера вспыхнула в фильме «Весна на Заречной улице». Мелодрама о любви сталевара и ученика «вечерки» Саши Савченко к учительнице была полна прущей черемухой, в ней билось время надежд. Неудивительно, что картину эту до сих пор смотрят.

А вот в следующем хите Рыбникова «Высота», где он сыграл бригадира монтажников, уже главенствовала стройка. В финале главный герой, сорвавшийся с верхотуры, оптимистично, хоть и прихрамывая, провожал свою бригаду на новый объект. Рыбникову казалось, что таким образом перевертывается страница творческой биографии, и прощание происходит с ролями «он вышел родом из народа, как говорится, парень свой». 

Правда, пришлось досняться в комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», которую и сам Рыбников не любил, и режиссер чехвостил. Зато зритель принял фильм на «Ура!», так тоже бывает.

"ВЫСОТА"
«ВЫСОТА»

Решив больше не играть простых парней, Рыбников скоро убедился, что принял это решение поздно. Во-первых, его завалили однотипными сценариями «Саша Савченко в…». Во-вторых, попытки Рыбникова заявить себя героем гражданской войны («Кочубей») и парнем революции («Две жизни») зрителя не убедили. Слава уходила настолько быстро, что в фильме «Трижды воскресший» актера, чье имя еще вчера собирало полные залы, даже в титрах не упомянули.

В таких обстоятельствах Рыбников буквально вцепился в роль бригадира лесорубов в комедии «Девчата», хотя там не было ничего принципиально отличного от Савченко. Актер сбросил вес, поднял связи в министерстве и добился таки, чтобы в «Девчата» взяли его вместо Владимира Трещалова.

«Девчата» стали лебединой песней героя Рыбникова и четвертой, последней по счету, его популярной картиной. 

"ДЕВЧАТА"
«ДЕВЧАТА»

Как говорилось выше, Рыбникову очень не шел возраст, а уже в следующей после «Девчат» заметной драме «Хоккеисты» Рыбников предстал резко сдавшим мужичком.

Драма заключалась не в отсутствии хороших ролей. Просто в случае Рыбникова зритель абсурдно не мог понять закон природы, — актер тоже стареет. Зрителя разубеждали в этом фильмы с участием молодого Рыбникова, транслируемые по телевизору без пояснительного титра «С тех пор прошло пятнадцать лет». Полюбовавшись на Сашу Савченко зритель бежал на творческий вечер актера, где на сцену выходил лысый дядя, находящий силы подшучивать над поредевшей шевелюрой. И если на  встречах Рыбников мог восстановить контакт с аудиторией, то новыми фильмами нет. 

"ХОККЕИСТЫ"
«ХОККЕИСТЫ»

А ведь хорошие роли ему попадались. Бенкендорф в абсурдной комедии «Разбудите Мухина!». Денисов в «Войне и мире». Не звездный статус, конечно. Но вполне приемлемый профессиональный уровень.

Ошибку Рыбников совершил, когда опять согласился на роль рабочего. Ленты «Седьмое небо» (1971) и «Семья Ивановых» словно показывали дальнейшее житье-бытье Саши Савченко и, несмотря на все пафосные декларации в пользу труда шахтеров и сталеваров, было ясно, что из героя ушел поэтический воздух. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

"СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ"
«СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ»

Последнюю крупную роль Рыбников сыграл в комедии «Уходя – уходи». Смотря ее я никак не мог взять в толк, что вот этот бухгалтер некогда под песенный зачин «Когда весна придет не знаю…» подставлял под майский дождь кудри.

Снимали Рыбникова все меньше, а потом и встречи со зрителями «Товарищ кино» прекратились, став государству невыгодными. 

До распада страны и существования на нищенскую пенсию актер чуть не дожил.

Ушел во сне… 

Оставшись в нашей памяти простым, умеющим любить парнем Сашей Савченко.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»