Зачем так пить?КиноСоветское кино

КАК ПИЛ НИКОЛАЙ КРЮЧКОВ

6 января отмечал день рождения Николай Крючков (1910-1994).

Слава его вспыхнула в фильме «Трактористы» (1939), где наряду с Крючковым снимались Борис Андреев и Петр Алейников. Молодость пёрла из ребят, заставляя совершать дикие поступки. Вдруг взяли да заспорили — кто из них больше выпьет водки и не опьянеет. Крючков осушил на глазах изумленной публики литр.

Впрочем, этот спор между тремя богатырями актерами, если он вообще был, логичен, вытекая из сложившихся образов. Крючков (Добрыня Никитич), Алейников (Алеша Попович), Андреев (Илья Муромец) на определенном этапе имели большие проблемы с зеленым змием, которым потворствовали бешеная популярность, необходимость снимать стресс, чувство вседозволенности. Алейникова зеленый змий скушал, Крючкова и Андреева нет.

О пьянстве Алейникова (КАК ПИЛ АЛЕЙНИКОВ) и Андреева (КАК ПИЛ БРОСАЮЩИЙ В МОРЕ МИЛИЦИОНЕРОВ БОРИС АНДРЕЕВ) мы уже говорили.

Теперь о Крючкове.

Вернемся к спору на площадке фильма «Трактористы». Кроме «кто больше выпьет» он включал еще одно важное условие «и не опьянеет». Здесь непонятно — о чем вообще мог спорить улетающий с одной рюмки Алейников, а вот молодой Крючков умением пить не пьянея бравировал. Гордость брала начало с Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры (в просторечии «Трехгорки»), куда Николай попал, считай, с рождения. На «Трехгорке» работал его рано умерший отец, мать, в девять лет начал работать Николай. «Трехгорка» была центром мира, казалось, за ее пределами больше ничего не существует.  Там пили все и подросток не отставал от взрослых мужиков, гордясь, что может их перепить.

И дома пьянству потворствовали. Первая жена Крючкова Мария Пастухова тщетно боролась со свекровью, которая выставляла перед сыном на стол обеденные «чекушки». На все возражения невестки следовал ответ: «Коля хочет пить, и пусть пьет, все русские люди пьют. Ничего страшного в этом нет».

"НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД"
«НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД»

Даже выйдя в большой мир-экран Крючков тащил за собой «Трехгорку», — простецкие манеры, нередко перехлестывающие в банальное хамство. Если за Андреевым подозревали какую-то сложную, утонченную натуру, то Крючков однозначно шел по разряду «Парня из нашего города».

Прежде всего «Трехгорка» сказывалась на речевом аппарате. Мария Пастухова с восхищением, мне непонятным, замечает: «Обычно еще с порога говорил: «Мать, жрать!» Отсюда же привычка ко всем обращаться на «ты», вызвавшая иронию Эйзенштейна: «Коля у нас человек простой. Для него если много, то — «вы», а если один, то — «ты». Отсюда моментальная аттестация иностранцев (ради приезда которых народного артиста попросили освободить номер интуристовской гостиницы) «черножопыми».

В плане поступков «Трехгорка» давала себя знать купеческими жестами. Так Крючков имел привычку раздаривать с запястья часы.

Ну и водочка никуда не девалась.

Из-за нее, родимой, Николай чуть не потерял кинокарьеру, которую едва начал.

"ДЕЛО РУМЯНЦЕВА" (с сайта smartik.ru)
«ДЕЛО РУМЯНЦЕВА» (с сайта smartik.ru)

В 1936 году он играл в истерне «Тринадцать» командира отряда пограничников, вступивших в бой с бандой басмачей. Режиссера Ромма достало пьянство Крючкова и он отправил актера восвояси. Фильм стал хитом кинопроката тех лет, а Крючков не попал даже в титры.

По существу, из-за пьянства разрушился и первый брак Крючкова с Марией Пастуховой, и второй с Аллой Парфаньяк.

Пастухова жаловалась:

«Коля мог по три дня не приходить домой. И где его искать, было неизвестно. Мы с его матерью обзванивали все морги, все больницы… А потом выяснялось, что он был в какой-то части то ли у летчиков, то ли у танкистов…».

Дочка Парфаньяк говорит о разводе матери:

«Она разошлась с ним по собственным соображениям: он употреблял очень много. И мама устала от этого»

С САЙТА archivogram.top
С САЙТА archivogram.top

Общественно заносило Крючкова не так часто как Алейникова и Андреева, но бывало. В год развода с Парфаньяк (1957) Николай Афанасьевич устроил грандиозный шухер на фестивале советских фильмов в Индии. Выпив, он принялся изображать перед соседом по гостиничному номеру Черчилля, да так и заснул с зажженной сигарой. В результате чуть номер люкс не сгорел.

И все же трезвость взяла над Крючковым верх. В зрелости трезвость всегда берет верх, если до зрелости доживешь, конечно.

В 1970-ом году Крючков дал зарок больше не пить и держался.

Всем бы так.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»