КиноЛитератураМульты

Кто поместил Вовку в тридевятое царство?

1 июня отмечал день рождения Вадим Коростылев (1923-1997), автор, чья фамилия, (но, слава Богу, не произведения) без причины забыта.

С детства Вадим был мальчиком мечтательным настолько, что однажды пришел в школу в пижаме, забыв со сна переодеться. Бредил он тогда, правда, не литературой, а театром. В 14 лет отправился в актерскую студию Станиславского. Основоположник его забраковал по причине возраста, но дал распоряжение сестре обязательно принять мальчика в студию, едва подрастет. И сразу после школы Вадим стал студийцем.

Ему повезло и не повезло миновать фронт Отечественной войны. Записавшись добровольцем в комсомольский батальон, Коростылев оказался под Ельней, на рытье окопов. Там получил контузию, на два года приковавшую к постели. 

В 1943 Коростылев поступил в Литинститут, и здесь отсутствие фронтового опыта сказалось. На фоне лихих сверстников Вадим чувствовал себя зажато. На последнем курсе бросил учебу, подался на Север, «добирать жизнь». Однако, ощутимых плодов это не принесло. Основанные на северном опыте сборники виршей «За Полярным кругом» и «Север-Юг» читателя оставили равнодушным. 

Долгое время Коростылев просто не понимал, что природа его дарования нереалистическая, с тягой к сказкам в стиле Шварца, историческим штудиям в духе Тынянова, если хотите, эстраде. 

Успех к нему пришел в 1955, когда Олег Ефремов поставил в ТЮЗе спектакль «Димка-невидимка» по пьесе, сочиненной Коростылевым в соавторстве с Михаилом Львовским. А в 1956 вся страна запела песню о хорошем настроении, написанной Коростылевым для фильма «Карнавальная ночь».

Казалось бы — живи да радуйся, но Коростылев вдруг ввязался в конфликт с Корнеем Чуковским. В пьесе по «Доктору Айболиту» «О чем рассказали волшебники» (ее поставил Ролан Быков, что еще аукнется) Коростылев упомянул первоисточник сказки, заставив доктора петь: «В английской сказке я Дулитл, а в русской — Айболит. Ведь вы не скажете «болитл», а скажете «болит». Теперь вам будет ясно вот, зачем был нужен перевод». Корней Иванович сильно рассердился и едва не угробил выход спектакля.

Следующий успех Коростылева связан с мультипликацией, где он, на мой взгляд, работал меньше, чем хотелось бы. Но главный мульт им придуманный «Вовка в тридевятом царстве» до сих пересматривается детьми и взрослыми. 

Что касается кино, — Ролан Быков не захотел расставаться с Айболитом и Коростылев написал для него сценарий «Айболит-66». Я не поклонник этой картины, не совсем понимая ее навороты, но фильм-то заметный. Как и «Король-олень» Павла Арсенова тоже по сценарию Коростылева.

Критиковать Коростылева начали с первых поставленных спектаклей, именуя их «мейерхольдовщиной». Апогея критика достигла в конце 1960-ых, когда вышла статья некой дамы, по фамилии Образцова. Когда Коростылева спросили, читал ли он как его расчехвостили, автор ответил: «Я глупостей не чтец, а пуще Образцовой». 

Причин для смеха, однако, становилось все меньше. Градус травли повышался, Коростылев попал в черный список газеты «Советская культура». Критическими статьями о себе он обклеил уборную квартиры и то стен не хватило.

Талантливого сказочника от сказки отлучали. Но и сам Коростылев потерпел творческую неудачу, сделав ставку на фильм «Честное волшебное», который событием не стал. Только в 1986 Коростылева ждал следующий успех, — фильм «Тайна Снежной королевы».

Новое время тоже не принесло Коростылеву дивидендов. Поставленный по его сценарию «Волшебник Изумрудного города» прошел практически незамеченным.

Но книги Коростылева издаются до сих пор.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»