КиноЭто Голливуд!

КАК ДЖОН ТРАВОЛТА ПАДАЛ В ДНИЩЕ, ГДЕ СЕЙЧАС ПРЕБЫВАЕТ

18 февраля отмечает день рождения Джон Траволта, актер, который в творчестве своем несколько раз падал и опять вставал, пока таки не достиг днища.

Или опять встанет?

Попробуем разобраться.

"Бриолин"
«Бриолин»

Первый всплеск «траволтомании» произошел в конце 1970-ых, когда лихо танцующий молодой человек появился в музыкальных картинах «Лихорадка субботнего вечера» (1977) и «Бриолин» (1978). То была эпоха беззаботного диско, фильмы стали суперхитами, собрав при незначительном бюджете сотни миллионов долларов. «Бриолин» до сих пор остается самым кассовым музыкальным боевиком по данным проката США. Траволта упрочил успех, сыграв в фильме «Городской ковбой», который популяризировал уже не диско, а кантри.

Первый раз Траволта утратил популярность, поскольку решил выпрыгнуть за рамки музыкальных картин и появился в триллере Брайана де Пальмы «Прокол» (1981). Сей авторский шедевр, содержащий отсылки к Антониони и Хичкоку, в прокате провалился.

"Остаться в живых"
«Остаться в живых»

Траволта попробовал перезапуститься, снявшись в продолжении «Лихорадки субботнего вечера» «Остаться в живых» (1983). Продюсером, автором сценария и режиссером выступил небезызвестный Сильвестр Сталлоне. Картина свой бюджет отбила, но успехом пользовалась значительно меньшим, чем «Лихорадка…». Именно после этой ленты на Траволту впервые обратила внимание премия «Золотая малина». Он был номинирован за худшую мужскую роль, а его партнерша Финола Хьюз за худшую женскую роль второго плана и худший дебют.

Кстати, о партнершах. В «Бриолине» Траволта по праву делил успех с певицей Оливией Ньютон-Джон. С ней он и скооперировался, выпустив вслед за «Остаться в живых» мелодраму «Хорошая пара». Результат — еще одна номинация на «Золотую малину».

Вообще «Золотая малина» не так безобидна, как может показаться. Цели организаторы выбирали крупные и порой просто загоняли номинанта, сладостно преследуя. Можно проследить как «Золотая малина» уничтожала карьеру Кевина Костнера (КЕВИН КОСТНЕР: ПОЧТИ ЗАГУБЛЕННАЯ КАРЬЕРА И НАДЕЖДА НА ВОЗВРАЩЕНИЕ). Трындец, однако, наступал когда даже «Золотая малина» про тебя забывала. Это и случилось с Траволтой. Четыре года он не снимался вообще.

Уже на этом, первоначальном этапе Траволта вынес для себя урок — лучше не иметь дело с сиквелами; лучше не искать успех там, где его поимел. В дальнейшем он найдет мужество пару раз отказаться от предложений продолжить ту или иную франшизу (к сожалению, иногда он на франшизы подписывался).

Не усвоил он следующее — нужен тщательный отбор сценария, правильный выбор. Так в пользу продолжения «Бриолина» Траволта отказался от фильмов «Офицер и джентльмен» + «Американский жиголо», сделавших звездой Ричарда Гира.

"Уж кто бы говорил"
«Уж кто бы говорил»

В 1989 году Траволта вернулся комедией «Уж кто бы говорил», которая стала хитом проката, собрав в США при бюджете 7,5 миллионов 140. Тут же был заряжен «Уж кто бы говорил 2», а затем и три. Карьера снова падала, ибо продолжения не пользовались таким же успехом, как первый фильм. Третья часть собрала в США всего 10 миллионов.

Свое положение Траволта усугубил рядом невзрачных картин, докатившись в 1991 до «Золотой цепи», которая изначально снималась для кабельного телевидения. То есть, к тому моменту, когда его подхватил Тарантино со своим «Криминальным чтивом», Траволта уже был готов уйти в видеосток.

"Криминальное чтиво"
«Криминальное чтиво»

И вот «Криминальное чтиво» (1994). Винсент Вега. И номинация на «Оскар». Траволта стал одним из самых востребованных актеров и частенько я брал в видеопрокате фильмы только ориентируясь на его участие.

Следующий проект Траволты — комедия «Достать коротышку» — принесла ему «Золотой глобус». Если за «Криминальное чтиво» актер получил 150 000 долларов, то за фильм «Майкл» (1996) 12 миллионов. Перейдя в режиссерские руки Джона Ву блеснул в «Сломанной стреле» (1996) и «Без лица» (1997).

«Без лица» мне очень понравился, но я весьма скоро убедился, что Траволта не является гарантией качества. Все чаще фильмы с его участием разочаровывали, как, например, римейк блистательной сатиры Билли Уайлдера «Туз в рукаве» в случае с Траволтой получившей название «Безумный город» (1997), или натужный боевик «Генеральская дочь» (1999). Понравились мне только «Основные цвета» (1998) за которые Траволта был номинирован на «Золотой глобус», но и там поразила прежде всего Кетти Бейтс, а никак не Траволта.

"Поле битвы: Земля"
«Поле битвы: Земля»

К началу нулевых авансы, выданные Траволте «Криминальным чтивом», начали истощаться. На его карьеру снова обратила внимание «Золотая малина». В 2001 году он получил номинацию за громко провалившуюся комедию «Счастливые номера» (при бюджете 63 миллиона едва собрала 22). Но «Счастливые номера» шли в качестве бонуса, основной удар «Золотая малина» направила на пафосный проект Траволты «Поле битвы: Земля», где он выступил в качестве продюсера. Это была экранизация Рона Хаббарда, основателя сайентологии, принципов которой Траволта придерживается. При без малого стомиллионном бюджете фильм собрал в США 21 миллион с хвостиком. Картина действительно нудная и восемь номинаций на «Золотую малину» были вполне оправданы. Среди прочего «Поле битвы: Земля» получила «Золотую малину» в категориях «Худший фильм», «Худшая мужская роль» (собственно, Траволта), «Худший режиссер», «Худший сценарий» и «Худшая экранная пара» с формулировкой «Джон Траволта и любой другой актер в кадре».

На этом «Золотая малина» не успокоилась. В 2005 году «Поле битвы: Земля» победила в категории «Худшая драма за первые 25 лет существования награды», а в 2010 «Худший фильм десятилетия» и «Худший актер десятилетия» (собственно, Траволта).

Пожалуй, именно после «Поле битвы: Земля» я окончательно распрощался с Траволтой, он не просто перестал быть для меня гарантией качества, он перешел в категорию «Лучше не смотреть».

"Лак для волос"
«Лак для волос»

При этом дела Траволты обстояли гут, ему еще удавалось светиться в достойных проектах. Я не в восторге от картин «Пароль «Рыба-меч» (2001), «Команда 49: Огненная лестница» (2004), «Любовная лихорадка» (2005), но они пользовались популярностью, а гонорар, получаемый Траволтой исчислялся 20 миллионами, что свидетельствовало о его пребывании в статусе кинозвезды.

Последний безусловный успех Траволты датируется 2007 годом. То был мюзикл «Лак для волос», где он предстал мамой главной героини.

А потом его настигает кризис, где актер пребывает свыше десяти лет. Последняя картина с участием Траволты, которая имел мировой прокат свыше чем в 1000 кинотеатров, датирована аж 2010 годом. Это из «Парижа с любовью».

Остальные достижения десятилетия?

"Американская история преступлений"
«Американская история преступлений»

Номинация на «Золотую малину» за комедию «Так себе каникулы» (2009).

Номинация на нее же за попытку сыграть мафиози в фильме «Кодекс Готти» (2018). Причем в данном случае Траволта попал в номинацию и как худший актер и на пару с женой Келли Престон в качестве «Худшего экранного ансамбля». Эксперты журнала «Голливуд репортер» вообще назвали «Кодекс Готти» худшим фильмом года.

Абсолютно провалившийся триллер «Фанат» (2019) убрался с экранов на стриминговые платформы чуть ли не на другой же день после премьеры. Траволта опять номинировался на «Золотую малину» и выиграл.

О последнем его по времени проекте — боевике «Райский город», где впервые после «Криминального чтива» Траволта скооперировался с Брюсом Уиллисом, даже говорить неудобно, настолько это никак.

Существуют ли для Траволты шансы реанимироваться? А почему нет. За протекшее десятилетие я все же нашел у него неплохую и заметную роль. Это адвокат Роберт Шапиро в первом сезоне телесериала «Американская история преступлений».

Вот на это и надо ориентироваться.

Пожелаем артисту удачи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»