КОГО ОБОШЛА ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР?
27 февраля родилась Элизабет Тейлор (1932-2011), актриса известная не только ролями, но и рекордным количеством мужей.
Как у актрисы у Тейлор наличествовали громадные проблемы. Она появилась на экране, когда Голливуд делал ставку на кинозвезд подросткового возраста. Так вот, всего через год десятилетняя девочка потеряла контракт со студией «Юниверсал», поскольку у нее элементарно не нашлось фишки. Элизабет не умела петь. Не могла танцевать. Смеяться и плакать по сценарию. Была совсем лишена непосредственности. Рядом играли неизмеримо более талантливые дети.
Но легендой стала Лиз, обойдя всех ярких детишек.
Как же так получилось?
После «Юниверсал» Тейлор попала на студию «МГМ». В фильм «Лесси возвращается домой» (1943) срочно понадобилась девочка с британским акцентом, а британский акцент у Элизабет был. Главную роль в картине про собачку играл Родди Макдауэлл. Будучи всего на четыре года старше Элизабет этот мальчик добился славы в фильме Джона Форда «Как зелена была моя долина» (1941).
В дальнейшем жизнь парня будет то и дело пересекаться с Тейлор. Они вместе снимутся в следующем фильме Элизабет «Белые скалы Дувра» (1944), а в «Клеопатре» Макдауэлл сыграет Октавиана Августа.
Хотя, выйдя из подросткового возраста, Родди утратил звездный статус, его карьеру можно счесть удачной. Он получил «Тони» в 1961, а на следующий год удостоился «Эмми». Широкий зритель вспомнил Макдауэлла когда он сыграл шимпанзе Цезаря в цикле фильмов «Планета обезьян».
В экранизации «Джейн Эйр» (1944) Элизабет появилась в компании с ровесницей Пегги Энн Гарнер и девочкой на пятилетку младше Маргарет О’ Брайен. Пегги, играющая Джейн Эйр в детстве, обладала индивидуальностью от Бога, — нескладная, нестандартная, запоминающаяся влет. Снималась она с 1938. В 1945 за роль в фильме Элиа Казана «Дерево растет в Бруклине» удостоилась молодежного «Оскара».
И что же? После взлета последовал немедленный спад. Выйдя из образа девчушки, Пегги распрощалась с Голливудом, переместившись на телевидение.
В 1944 Тейлор, наконец, получила заметную роль в боевике «Национальный бархат». По сюжету ей предстояло перевоплотиться в девочку, переодевающуюся в мальчика-жокея, дабы выиграть национальные скачки. Тут нашлось, где развернуться, хотя студия опять делала ставку не на Элизабет, а на Микки Руни (родился в 1920). Ярчайшая звезда комедий, лауреат молодежного «Оскара» 1939 года, к середине 1940-ых сдавал позиции. Маленький рост долго позволял Руни играть разухабистых подростков, пока не начал работать против него. Руни никогда не достигнет того статуса, который имел в фильмах о семействе Энди Харди, но проработает в кинематографе до самой смерти, получив в 1983 «Оскар» по совокупности заслуг.
«Национальный бархат» стал последним перед долгим перерывом успехом Руни, а для Тейлор обернулся первым триумфом. Ее жалование подскочило с 200 долларов в неделю до 750. Студия нашла для юной звездочки фишку, начав позиционировать Элизабет, как девочку, защищающую животных. И действительно, в двух фильмах из первых четырех картин для «МГМ» Тейлор помогала собачке и лошадке. Тут же залудили продолжение о приключениях собачки («Мужество Лесси»), где Тейлор уже играла главную роль. Студийная фотография Элизабет в окружении ретривера, кокер-спаниеля, кота, лошади, восьмерых бурундуков и белки пошла гулять по стране.
И все же это была только заявка, подступ к славе. Тейлор пока еще воспринималась как «подруга» главной героини, а отнюдь не главная героиня. Четыре года спустя после «Национального бархата» ее поставили в пару с Джейн Пауэлл в «Свидание с Джуди». Пауэлл была на три года старше Тейлор, снималась с пятнадцати лет, завоевала популярность в музыкальных комедиях, создав образ поющей девчонки из соседней квартиры. «Свидание с Джуди» делалось под нее, а не под Элизабет. Никто не предполагал, что после конца эры мюзиклов, после таких картин как «Королевская свадьба» (1951) и «Семь невест для семи братьев» (1954) кинокарьера Джейн начнет пробуксовывать. Сама Пауэлл сетовала, что ей приходилось играть девочек-подростков, уже имея собственных детей.
В 1949 Элизабет еще раз сойдется в экранизации «Маленькие женщины» с Маргарет О’ Брайен. За прошедшее время Маргарет сделала скачок в карьере, заслужив после фильма «Встреть меня в Сент-Луисе» молодежный «Оскар». Но, увы, по признанию актрисы ни один продюсер не рискнул поручить ей взрослую роль. В четырнадцать лет контракт с Голливудом был разорван, и Маргарет ушла работать без блеска на телевидение.
Элизабет же только начинала восхождение к славе.
И об этом мы еще поговорим.