Битва титановКиноСоветское кино

КАК МИХАИЛ СВЕТИН НЕ СТАЛ АКТЕРОМ «ОБОЙМЫ» РАЙКИНА, ГАЙДАЯ, ДАНЕЛИЯ И РЯЗАНОВА

11 декабря отмечал день рождения Михаил Светин (1929-2015), актер, не имеющий актерского образования и добившийся всенародной любви в возрасте 40+.

Светину очень много мешало. Талант его был несомненен, но специфичен, требуя специального подхода. Будучи актером того же плана, что Евгений Леонов, Николай Трофимов и Юрий Медведев (не герой-любовник, не социальный герой, стык между драмой и комедией с явным уклоном в последнюю) Светин отличался еще и большей, чем перечисленные актеры, гротесковостью. 

Да и характер Светин имел вздорный, портя отношения с режиссерами. И с какими режиссерами! С тремя китами советской кинокомедии трудно складывались отношения актера — Гайдаем, Рязановым и Данелия.

Но допрежь всего, Светин разругался с Аркадием Райкиным.

Он как-то поздно спохватился. В возрасте 26 лет Михаил закончил Киевскую музыкалку по классу гобоя и решил, что самое время стать актером. Но, ни в ГИТИС, ни в Щуку переростка не взяли.

Райкин тогда гремел, а терять Светину было нечего. Он выяснил, что Аркадий Исаакович живет в гостинице «Москва» и принялся осаждать вестибюль в надежде взять кумира под ручку. 

Повезло через неделю. Михаилу удалось перехватить Райкина на лестнице и выбить прослушивание. 

И Светин Райкину понравился. Он взял стихийно одаренного актера в театр учеником. Выбил ему место в гостинице, неплохую зарплату. 

Светин вытащив счастливый билет, повел себя черт знает как. Начал пить, гулять, веселиться. Если его не пускали в ресторан, орал: «Я ученик Райкина!». 

Райкин алкоголя не терпел вообще, тем паче в труппе. Почему он нянчился со Светиным, непонятно. Парень опаздывал на репетиции, спорил с режиссерскими трактовками, считал во всем правым себя. Подрался с коллегой прямо в театре. Тут уже не выдержала жена Райкина, потребовав от мужа Светина выставить.

Не успев как следует закрепиться, Светин опять очутился на улице. 

Театров Светин сменил кучу. Работал в Камышине, Кемерово, Иркутске, Петрозаводске, Киеве. Только в 1970, когда актеру перевалило за сорок, его пригласили в Малый драматический театр в Ленинграде. 

Широкую славу Светину принесло кино. Однако, снимался он меньше, чем мог. И никто, кроме Светина, здесь не виноват.

Какой-то чертенок сидел в этом человеке, заставляя его постоянно по мелочам выкаблучиваться.

Одну из первых заметных киноролей Светин сыграл у Леонида Гайдая в фильме «Не может быть!» Роль, конечно, получилась, но стать актером гайдаевской обоймы Светину не удалось. На площадке Светин разводил споры с оператором и режиссером. Раз намучившись, Гайдай не снимал Светина вплоть до 1989 года. 

"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!"
«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!»

В 1989 Светин сыграл у Гайдая в комедии «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Дальше они опять друг друга не поняли. 

Светин рассказывал:

«…отказался сниматься у Гайдая в его последнем фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Прочел сценарий, расстроился. Звоню Гайдаю: «Леонид Иович, что же такое! В предыдущем фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация» я висел на крюке и говорил дочери: «Надо прощаться». А здесь опять: «Надо сдаваться». Снова та же эмоциональная краска!» И Леонид Иович Гайдай, у которого большие актеры с радостью снимались в маленьких эпизодах, после паузы спросил: «Миша, а что бы вы хотели сыграть?» — «Надо подумать», — важно ответил я. «Тогда до лучших времен», — сказал мне Гайдай и повесил трубку. Это был наш последний с ним разговор. Каца сыграл Джигарханян».

С Георгием Данелия у Светина получилось еще хуже. Настолько плохо получилось, что фильм «Афоня» Светин аттестовал как «трагедия и грусть всей моей жизни».

«Афоня»

Данелия пригласил Светина сыграть в «Афоне» небольшую роль родственника Федула (Бронислав Брондуков). Он встретил актера в гостинице, лично проследил, как того устроили, познакомил с сыном (Трагичная судьба сына Любовь Соколовой и Георгия Данелия). 

Съемки вышли из графика. Данелия попросил Светина задержаться на день. И здесь Михаил проявил ненужную принципиальность. Он настоял на отъезде, хотя мог бы, как признавал впоследствии, безболезненно остаться.

Данелия, сконцентрировавшись, уложился в срок, но больше Светина видеть не хотел, и озвучить его поручил другому актеру. 

Светин каялся:

«Я потерял близкого мне по духу режиссера, сильно его обидел. До сих пор стыдно за совершенную глупость. И ведь не спишешь на молодость — мне было уже за сорок! Почему я вдруг начал вести себя как капризная звезда — не понимаю. Конечно, надо было поехать к Данелии, извиниться. Но я этого не сделал»

С Рязановым не получилось вообще ничего.

Сперва режиссер попробовал Светина на роль мужа секретарши Верочки в фильме «Служебный роман». На эту роль утвердили Александра Фатюшина. Поскольку в ходе съемок тот серьезно поранил глаз, из сценария мужа пришлось убирать.

Проходил Светин пробы и в «Гараж». Здесь против него сыграл факт съемок у Гайдая. На худсовете утвердили Семена Фараду, заметив, что Светин слишком «гайдаевский». 

Что ж, каждому свое. Светин нашел таких режиссеров как Михаил Козаков («Безымянная звезда»), Константин Бромберг («Чародеи»), Петр Тодоровский («Любимая женщина механика Гаврилова»), став одним из любимейших наших актеров.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»