КиноСоветское киноЦиркЭстрада

Как не состоялась кинокарьера у клоуна Олега Попова

2 ноября скончался Олег Попов (1930-2016), единственный клоун, составлявший в СССР конкуренцию Юрию Никулину (Юрий Никулин VS. Олег Попов. Вечная ссора). 

Оценивая Никулина, Попов говорил:

«Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, – прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты»

Гордясь, что он более цирковой, чем соперник, Попов делал вид, что он и не мечтал о ролях драматических, коих у Никулина было в избытке.

Может, и не мечтал.

Именно на примере Попова, кстати, становится ясно, какую стену пробил Никулин, отучивая народ от своей маски клоуна, добиваясь прав играть пьющего Иорданова, монаха Патрикея, дедушку Лены Бессольцевой. 

А что же сыграл в кино Попов?

"АРЕНА СМЕЛЫХ"
«АРЕНА СМЕЛЫХ»

Попов добился славы раньше Никулина. Уже в 1953 он дебютировал в кино. Картина «Арена смелых» представляла собой ревю с цирковыми номерами, которые связывал конферанс и клоуны Попов, Вяткин (Почему клоун Борис Вяткин предпочитал работать с собаками, а не людьми), Середа. Именно на съемках «Арены смелых» Попов привык носить клетчатую кепку, ставшую от него неотделимой, как шляпа с полями от Боярского.

Чуть ли не единственный фильм, где Попов был помещен в реальную, не шаржированную среду вышел в 1959 году и назывался «Косолапый друг». На этой картине вылезли все недостатки Попова. Он играет молодого клоуна Женю, но действовать ему приходится промеж драматических актеров Николая Боголюбова, Юрия Дедовича, Татьяны Конюховой, Екатерины Савиновой. На их фоне беготня и ужимки Попова смотрятся форсированно и не совсем к месту. 

"КОСОЛАПЫЙ ДРУГ"
«КОСОЛАПЫЙ ДРУГ»

К 1960 году телевидение созрело выпустить фильм, специально ориентированный на «солнечного клоуна». Короткометражка «Новоселье Олега Попова» строилась на комичных гэгах, где Попов не выходил из однажды счастливо найденного образа.

Кино, однако, получилось милое, с ностальгической теплотой и остается жалеть, что из Попова не сделали серийного героя. Дети бы эти фильмы точно любили. 

А вот дальше у Попова пошли камео в ряде незначительных работ: «Парад-алле» (1969), «Похищение» (1969), «Представление начинается» (1970), «Карнавал» (1972). Попадались и известные ленты («Последний жулик» (1966), «Приключения желтого чемоданчика» (1970)), где Попов просто отыгрывал на цирковой арене какую-нибудь свою репризу (чаще всего «Повар» или «Луч»). 

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЕЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА"
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЕЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА»

Если же ему попадались другие роли, Попов решал их все равно яркой краской «солнечного клоуна». 

В «неклоунском» качестве Попова задействовали, как правило, в фильмах сказочного плана. Так в «Полчаса на чудеса» (1968), Попов играл Маляра, вручающего мальчику волшебную кисть. В «Веселом сновидении, или Смех и слезы» (1976) мага Универа. В «Маме» (1976) Медведя. Но везде и всюду был это Олег Попов с фирменными ужимками.

С ГУРЧЕНКО В ФИЛЬМЕ "МАМА"
С ГУРЧЕНКО В ФИЛЬМЕ «МАМА»

После «Новоселья Олега Попова» главным фильмом, ориентированном на клоуна, следует считать теле-ревю «Солнце в авоське» (1979), показанное, кстати, на ЦТ в праздничный день открытия Московской Олимпиады. Там были собраны основные репризы Попова.

Как видим, кинокарьера у Попова не сложилась.

Ну и ладно, зато цирковая удалась.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»