Быстрое сгорание статусной девицы Савеловой
Не так давно мы говорили об Алексее Локтеве (Алексей Локтев. Парень, переживший оттепель), ну и грех не упомянуть его партнершу по дебютному фильму «Прощайте, голуби» Светлану Савелову (1942-1999).
Если Локтев, невзирая на все перипетии жизни, состоялся, то Савелова ушла в глубокое днище.
Не будем искать этому виновных, просто вынесем очередное предупреждение девочкам с завышенными требованиями.
Савелова спокойно жила себе в Севастополе, об искусстве не помышляя. Она хотела в медицинский институт, а пока стояла за аптечным прилавком, отпуская лекарства. За этим прилавком и увидел ее режиссер Яков Сегель, голову сломавший в поисках главной героини на роль в фильме «Прощайте, голуби».
В «Прощайте, голуби» Савелова сыграла медсестру Таню, по существу себя тогдашнюю — наивную, открытую, очень добрую. Фильм имел достаточно счастливую прокатную судьбу. Светлана, а также ее партнер по фильму Алексей Локтев, проснулись знаменитыми.
Ни о каком медицинском больше речи не было. Савелова стала студенткой «Щуки». По свидетельству однокурсника Ерванда Арзуманяна уже к этому времени от доброты и открытости вчерашней провизорши не осталось следа:
«Удивительное обаяние, которое мы видели на киноэкране, странным образом сочеталось с ее несносным характером. В этой девчушке поселилась вздорная капризная душа. Ее побаивались даже самые крутые парни, хотя вздернутый носик, надменный взгляд, точеная фигурка моментально притягивали мужское внимание. Несдержанность Светланы часто превращалась в откровенное хамство. Подруг у нее было мало. Оставались только те, кто умел ей подчиняться. Свой «звездный статус» (у нее одной на курсе уже была главная роль в кино) Савелова несла до самого выпускного. Мне кажется, такое поведение можно отнести к комплексу ее маленького роста».
К моменту окончания училища Савелова успела сняться еще в одном заметном проекте — «Зеленый огонек». Главная женская роль и опять успех.
Немного поработав в Театре Вахтангова, Савелова перешла в «Ленком», как оказалось навсегда. Первоначально перебег в этот театр не выглядел удачей. Там рулил Эфрос, строивший спектакли на актрису Ольгу Яковлеву и долгие годы Савелова пребывала без ролей.
Что касаемо кино, в 1968 году слава Савеловой достигла предела и тут же схлопнулась. С одной стороны вышла комедия Юрия Чулюкина «Семь стариков и одна девушка», по которой Савелову до сих пор идентифицирует зритель.
С другой, Светлану и Локтева вновь спарили на экране в фильме «По Руси» по рассказам Горького. Фильм прошел тихо и знаменовал водораздел в карьерах и Локтева, и Савеловой. Локтеву престали давать главные роли, а Савелову прекратили снимать вообще.
В 1967 году подвинулись дела в «Ленкоме». Эфроса сменил Владимир Монахов, сделавший ставку, в том числе, и на Савелову. При нем она играла много. А вот стать актрисой сменившего Монахова Марка Захарова не удалось. Захаров знаково занял Савелову лишь в 1988 в спектакле по пьесе Петрушевской «Три девушки в голубом».
Личная жизнь была у Савеловой бурной, но в итоге несостоявшейся. Избалованная мужским вниманием девица предъявляла завышенные требования, причем, создается впечатление, что не столько к мужчинам, сколько к их социальному статусу.
Будучи студенткой, Савелова выскочила за однокурсника Геннадия Байсака, который позже прославился, как режиссер, начав карьеру блистательной короткометражкой «В. Давыдов и Голиаф». С Савеловой же он быстро развелся, и Светлана окунулась в ряд статусных романов. Наибольший серьёз намечался с Николаем Караченцовым, на тот момент начинающим актером «Ленкома». Но и там не сложилось.
Все было как-то мимо. В сорок лет Савелова собралась рожать. Оказалось катастрофически поздно. Мальчик родился мертвым.
С годами Савелова начала злоупотреблять спиртным, а это привело к окончательным творческим абзацам. Актриса стремительно теряла товарный вид. Говорили об автокатастрофе, якобы испортившей ее лицо, но знакомые актрисы считают автокатастрофу выдумкой Светланы в целях оправдать излишние возлияния, деформировавшие внешность.
Теперь вместо статусных Збруева и Караченцова Савелова довольствовалась полковником милиции, уволенным из органов за взятку.
Пришлось съехать из центра, поменяв квартиру на окраину с доплатой.
Все эти годы Марк Захаров, спасибо ему за это, терпел Савелову. Хотя играть она не могла, платил зарплату.
Директор «Ленкома» Марк Варшавер говорил:
«У Светланы Ивановны был тяжелый нрав. Она вела обособленный образ жизни. Под конец жизни в спектаклях занята была крайне мало. Последней ее работой стала роль в массовке, в постановке «Мудрец». Мы с Марком Захаровым очень терпимо к ней относились. Хотя Савелова порой грешила: нарушала, так сказать, производственную дисциплину, пропускала репетиции, однажды чуть спектакль не сорвала…»
Тело Савеловой обнаружили в ее квартире только на третий день после смерти. Врачи констатировали острую алкогольную интоксикацию с поражением печени.
Хоронили актрису за счет театра.