Судьба актера, который лишившись ролей, лишил себя жизни
24 мая скончался Олег Ефремов (1927-2000), великий актер, оказавшийся замешанным в неприглядную историю раздела МХАТа.
Мы уже говорили о жертве этого раздела Леониде Харитонове (Роковой театр для Леонида Харитонова).
Но тот хоть сами умер.
Анатолий Вербицкий (1926-1977) до раздела МХАТа не дожил, будучи затравлен Ефремовым задолго до…
Проблема Вербицкого лежала в слабости его характера. Все получая на блюдечке, он совершенно не умел бороться за место под солнцем. Серьезные проблемы в творчестве закончились для актера депрессией.
Но почему и каким образом юный Вербицкий получил мир и МХАТ в придачу?
Во МХАТе работали его папа и брат матери. Братом матери был сам Павел Массальский (ПОЧЕМУ ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ, ВОСПИТАВШЕЙ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА, В ОЛЕГЕ РАЗОЧАРОВАЛСЯ). Отец же Всеволод Вербицкий, сын писательницы Анастасии Вербицкой, первым исполнил роль Тальберга в легендарном спектакле «Дни Турбиных». Играл Барона в «На дне». Оливера Сэрфэса в «Школе злословия». Стал Заслуженным в 1933, получил Народного в 1948. Нормальная карьера.
Кроме того Всеволод Вербицкий увлекался теннисом, завоевав в 1927 титул чемпиона СССР в этом виде спорта.
В общем, благодаря дяде и папе в доме только и разговоров было что о МХАТе. Анатолий начал там работать еще в девятом классе, выходя на сцену в массовках.
Стал студентом первого набора Школы-студии МХАТ.
И в качестве студента первый раз столкнулся с Олегом Ефремовым.
Ефремов позже вспоминал, как во время вступительных экзаменов «После второго тура ко мне пришли Игорь Дмитриев и Толя Вербицкий – они тогда уже были студентами – и сообщили, что я, кажется, прохожу».
Как известно, Ефремов «прошел», вот только после окончания студии в труппу МХАТа его не взяли, что имело далеко идущие последствия. Самолюбивый Ефремов поклялся въехать в театр на коне.
И въехал, получив в 1970-ом должность худрука.
Но это было сильно позже, а пока Анатолий Вербицкий счастливо во МХАТе жил.
Он и двух жен нашел в школе-студии МХАТа. Первой женой стала сокурсница Маргарита Юрьева. Второй тоже сокурсница Луиза Кошукова. Обе жены получили место в труппе, а во время раздела ушли за Дорониной.
Играть Вербицкий начал сразу. Правда, конец 1940-ых был периодом для МХАТа нелегким, ибо в послевоенной культуре восторжествовали принципы бесконфликтной драматургии. МХАТ вынужденно ставил пьесы Сурова, Вирты да Михалкова Сергея. Зато во второй половине 1950-ых Вербицкий получил достойный репертуар: Орсино в «Двенадцатой ночи», Вронский в «Анне Карениной», Шервинский в «Днях Турбиных», Незнамов в «Без вины виноватых».
Параллельно развивалась кинокарьера. Вербицкий чуть не стал звездой, сыграв главные роли в картинах «Командир корабля» и «Княжна Мери». В роли Печорина он смотрелся эффектно, но критика почему-то его трактовку не приняла. Сам режиссер картины Исидор Анненский, пропев в мемуарах похвалу Леониду Губанову (тот играл Грушницкого), Клавдии Еланской (княгиня Лиговская), Татьяне Пилецкой (Вера), Карине Шмариновой (княжна Мэри), об исполнителе главной роли демонстративно промолчал.
После «Княжны Мери» Вербицкий переместился в кино на вторые роли, из которых выделялся начальник разведшколы абвера Герд в «Щите и мече».
Но в театре он был занят плотно.
Пока не пришел Ефремов.
В чем была проблема МХАТа, когда Ефремов туда пришел? В старости театра, раздираемого противоречиями уважаемой гвардии, начинавшей работать еще при Станиславском. Грибов, Массальский, Прудкин, Степанова, Гиацинтова и многие, многие другие народные артисты никак не могли договориться до консенсуса о развитии театра. Пригласили Ефремова, надеясь, что тот вольет новое вино в старые мехи.
Со мхатовскими стариками Ефремов вынужден был считаться, а вот младшее поколение третировал. Ефремов постепенно переманивал во МХАТ звездных актеров, строя репертуар на них. За ним пришли Евстигнеев, Калягин, Сергачев, Борис Щербаков, Проклова, Екатерина Васильева, Смоктуновский, Богатырев, Мягков, Саввина. Вербицкий в эту обойму попросту не вписывался. Старые спектакли с его участием постепенно с репертуара снимали, а новые роли… К 1977 году Анатолий был занят только в двух спектаклях. После Алеши Карамазова и Вронского ему пришлось изображать Цезаря Плошицера («Обратный отсчет») и доктора Веннера («Юпитер смеется»).
На уход из жизни Вербицкий решился в год своего тридцатилетнего пребывания на мхатовской сцене. Обстоятельства ухода до конца неясны. Доподлинно известно, что 4 июля 1977 года Вербицкий отправлялся на гастроли, но неожиданно прямо в аэропорту развернулся и поехал домой.
Какие это были гастроли? Здесь начинаются разночтения. Кто-то утверждает, что МХАТ ехал в Донецк. Кто-то говорит, будто Вербицкий создал с женой дуэт и бомбил по провинциальным городишкам.
Дома Вербицкий разбросал по комнате листочки со стихами любимых поэтов и включил газовую конфорку. Шли слухи, что среди этих листочков находилась предсмертная записка, с обвинениями в адрес Ефремова.
Как бы там не было, а Вербицкий умер, став одной из первых жертв мхатовской революции, так опрометчиво затеянной Олегом.