ПОЧЕМУ СПИН-ОФФ «КАРНАВАЛЬНОЙ НОЧИ» ОКАЗАЛСЯ НЕ ПРО ПРАЗДНИК НА ДВОРЕ?
Игорь Ильинский критически оценивал свою работу в кино, да что там критически!, комик большинство фильмов со своим участием пересматривать отказывался — ПОЧЕМУ УВИДЕВ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ СВОИ ФИЛЬМЫ, ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ ПРОСИЛ ВЫКЛЮЧИТЬ ЭТОТ БАЛАГАН
Даже работа в комедии Рязанова «Карнавальная ночь» Ильинского не удовлетворила, пусть он и признавал, — «фильм получился легким и веселым, был исключительно хорошо принят зрителями и прошел с большим успехом».
Не вполне понятно, почему при таком подходе Ильинский решил реанимировать персонажа «Карнавальной ночи» Огурцова, продолжив его приключения в фильме «Старый знакомый» (1969).
Может, пошел он на это из чистого любопытства, а двигателями проекта были сценаристы «Карнавальной ночи» Борис Ласкин и Владимир Поляков, жаждущие повторить успех и принесшие на студию сценарий о дальнейших перипетиях карьеры бюрократа Огурцова?
Или проект толкал Аркадий Кольцатый, снимавший фильм Рязанова в качестве оператора и конфликтовавший с молодым режиссером? В «Старом знакомом» Кольцатый занял режиссерское кресло наравне с Ильинским.
Кроме Огурцова Ласкин и Владимиров оставили в сценарии еще парочку старых знакомых: секретаршу, на которой чиновник женился и лектора про звездочки Некадилова, которого он взял в заместители. В обеих фильмах снялся и Феликс Яворский, но не уверен, что он сыграл одного и того же персонажа.
Согласно картине, Огурцов прежний чиновник от культуры и новое его задание, — организовать современный парк отдыха.
По выходу в прокат фильм собрал 26 миллионов зрителей. Конечно это не шло в сравнение с 48 миллионами «Карнавальной ночи», но в 1970-ом «Старый знакомый» уверенно рвал кассу. Однако, его быстро забыли. За двадцать лет «Старый знакомый» лишь раз мелькнул по ЦТ, — 26 декабря 1973 года.
Почему?
Кажется, основная ошибка, заметная уже на уровне сценария, — нет героини, подобной молодой Гурченко. В качестве главного антагониста Огурцова выступает лысеющий ученый Анохин в унылом исполнении растерявшего обаяние молодого рабочего Николая Рыбникова (Николай Рыбников. Карьера в объятиях рабочего парня).
На самом деле, это не концептуальная ошибка, просто авторы Ласкин и Владимиров, как и в случае с «Карнавальной ночью», поймали важнейший посыл. Если первый их фильм утверждал новые песни расцветающей оттепели, гарантируя дорогу молодости и любви, то «Карнавальная ночь» десять лет спустя констатировала застой. Огурцов работает по прежнему, он деятелен, увлечен и, о, ужас!, вполне уместен в той реальности, которая его окружает. С этим может не согласиться ученый Анохин, художница в исполнении хорошенькой Натальи Селезневой, возлюбленный художницы, но они болтаются на такой периферии сюжета, что их мнение не важно. Главную скрипку играет завотделом культуры горисполкома (Мария Миронова), ровесница Огурцова, со спокойным доброжелательством присматривающая за его инициативой; продолжающий чудесадить ровесник Огурцова лектор Некадилов; режиссер Эдуард Самецкий (Владимир Этуш), внешне шестидесятник в хемингуэевском свитере, но безнадежно исхалтурившийся, готовый за бюджет сделать любую дешевку.
Вот он ее и делает.
Разница между весельем «Карнавальной ночи» и серостью «Старого знакомого» особенно видна при сравнении двух кульминаций, — концертов. Первый фильм обогатил советскую эстраду песнями про хорошее настроение, пять минут, Танечку. В «Старом знакомом» бродит с гитарой физик в исполнении Владимира Ферапонтова, исполняющий песни, не способные задеть зрителя.
Сложно вспомнить и концертные номера, а ведь видел я «Старого знакомого» буквально неделю назад. Встреча Нового года выродилась в «День водолаза». Появился Моргунов в качестве ведущего мероприятия (совершенно несмешной), цыганский хор с певицей Пашковской и плясуньей Леонтенко (Дрожжина и вдова Баталова: их кино), пропрыгал танцор Шубарин. Мимо, все мимо. Только не к месту совершающий действа с лодкой лектор Некадилов да бухгалтер (Эммануил Геллер — САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КИНОКОМЕДИИ НЕЗАМЕТНОГО КОМИКА) с вопросом «Во что это выльется?», вызывают вялое подобие улыбки.
В финале Огурцов вроде пообещал зрителю вернуться, гарантируя продолжение приключений бюрократа. Не срослось. Даже хорошая касса не смогла уберечь от общего ощущения, что картина не сложилась, а если и сложилась, то не о том. Получилось не о победительном празднике, сделанном на коленке усилием самодеятельности, а о закате эпохи, где заштампованная бюрократия рулит, и не так уж он плох Огурцов, честно говоря. Цыгане пляшут, водолазы картинно ныряют, зрители с трибун рукоплещут. Громкая музыка и иллюминация. Чего еще надо?
Справедливости ради заметим, что римейк «Карнавальной ночи», снятый самим Рязановым 50 лет спустя, был раскритикован даже поклонниками режиссера.
А старый фильм с Ильинским таки занял достойное место в эфирной сетке, как картина, позволяющая хотя бы поностальгировать о времени, которое казалось скучным, а нынче выглядит стабильным.