КАК ЛЕСЛИ НИЛЬСЕН ПРОСЛАВИЛСЯ В МОЛОДЫЕ ГОДЫ, НО ОБ ЭТОМ БЫСТРО ЗАБЫЛИ
28 ноября скончался Лесли Нильсен (1926-2010), актер ставший, может быть, главным комиком видеокассетного российского бума 1990-ых. Во всяком случае, трилогия «Голый пистолет» с его участием била рекорды пиратских продаж и если мне было скучно, я включал пародийный перепляс Нильсена.
Не надоедало.
Для широкого зрителя не только российского, американского тоже, актер появился неожиданно, в возрасте, когда обычно на пенсию уходят.
Только киноведы помнили, что начинал Нильсен в период заката «Золотого века Голливуда», балансировал в шаге от звездной славы, да не удержался, перейдя в стан крепких актеров на подхвате.
Надо сказать, у Нильсена были серьезные предпосылки к актерской профессии и не менее большие противопоказания к ней.
Предпосылки.
Семья Лесли была несчастливой, благодаря тяжелому алкоголизму отца. Напившись, тот решал проблемы с детьми смертным боем. К отрочеству парень мечтал только об одном — уйти из дома.
Диссонансом на этом фоне смотрелась судьба дяди Жана Хершолта, голливудского баловня судьбы. Сыграв в великом фильме Штрогейма «Алчность», Хершолт появился затем в таких блокбастерах как «Гранд-отель», «Обед в восемь», «Разрисованная вуаль». Он прислал племяннику глянцевые снимки себя и мальчик показывал их всем знакомым, желая вырасти и обрести независимость, став актером.
Противопоказания.
Уже в юности Нильсен настолько страдал от глухоты, что носил слуховые аппараты.
Кроме того, выходцу из канадской глубинки не хватало образования, акцента, лоска. По его признанию: «Пока я не открывал рот, я чувствовал себя в определенной безопасности».
Тем не менее, Нильсен закончил нью-йоркскую театральную школу, и его подхватило телевидение. Он появлялся в разных шоу, снимался в рекламе, сериалах, не выделяясь из массы симпатичных молодых людей со ставкой 100 долларов за проект.
Оценивая то время, Нильсен говорил, что в Голливуде старались себя убедить, будто телевидения не существует, и убедить в этом себя, а тем более, зрителей, не могли. Потому довольно часто сманивали телевизионных актеров под большие софиты.
В 1956 году Нильсена угораздило подписать контракт с «МГМ». Хотя ничего страшного с ним не произошло, Лесли неоднократно подчеркивал, что это была ошибка.
В том же году Нильсен появился в двух фильмах, которые сделали ему имя.
Сначала был нуар «Выкуп», где он сыграл циничного журналиста, пытающегося помочь отцу, у которого похитили ребенка. Современному зрителю больше знаком ремейк этой картины с участием Мела Гибсона.
Главный хит Нильсена тех времен — фантастический боевик «Запретная планета». Во многих отношениях к этому фильму применим эпитет: «Первый». Это был первый крупнобюджетный проект «МГМ» в жанре научной фантастики. Первый научно-фантастический фильм, использующий сюжет путешествия людей на сверхсветовом звездолете. Первый фильм, где была использована только электронная музыка. Первая картина, где появился робот с прописанным характером.
Нильсен играл астронавта, что прилетев с экипажем на планету «Альтаир-4», влюбляется в дочку хозяина планеты доктора Морбиуса, оказавшегося монстром. Сам Нильсен скептически относился к своей роли, говоря: «Мне просто нужно было надеть облегающую униформу и строить глазки… Тогда я был довольно худым».
Ставки Нильсена после «Запретной планеты» возросли, но студия не представляла, что с ним делать. Обычная история тех времен, сгубившая не одну карьеру.
Нильсена решили позиционировать сердцеедом и поставили в ремейк фильма Джорджа Кьюкора «Женщины». Картина называлась «Противоположный пол» и выявила лишь блеклость таких кинодив как Джун Эллисон и Джоан Коллинз супротив звезд прежней эпохи Мирны Лой и Джоан Кроуфорд. Лесли Нильсен играл мужчину, в борьбе за сердце которого сошлись главные героини. «Противоположный пол» был фильмом женским (в первоисточнике Кьюкора мужчины на экране вообще не появлялись), потому особых лавров Нильсену не принес.
В фильме «Тэмми и холостяк» (1957) Нильсен сыграл летчика, в которого влюбляется девчушка в исполнении Дебби Рейнолдс («Поющие под дождем»). Картина стала популярной, положив начало франшизе о Тэмми (вышло еще три фильма и телесериал), а Нильсен заставил говорить о себе как о романтическом герое.
Он все больше был недоволен предлагаемыми ролями, вступая в перепалку с боссами. Называл «МГМ» «салоном Тиффани, где забыли для чего им серебро», намекая на нерациональный подход к актерам, губительную политику появления талантов в фильмах, талант девальвирующих.
Предел наступил, когда Нильсен не прошел кастинг на роль Мессалы в помпезной постановке «Бен-Гур».
В одностороннем порядке Лесли расторг контракт с «МГМ», обрекая себя тем самым на долгие годы «беззвездного», поденного, актерского труда.
Ничего, вывернулся.
И занял свое место в истории искусства.