Тарзан в СССР
После Второй Мировой войны в кинопрокате СССР сложилось странное положение. Страна боролась с космополитами и костерила культуру США, а кинотеатры заполонили западные боевики.
А что поделать, если водка и кинематограф основные источники денег в государственную казну?
После войны пришлось восстанавливать хозяйство, помогать Болгариям-Румыниям, финансировать создание ядерной бомбы. В этих условиях сократили кинопроизводство до десятка лент в год, из которых жанровых было совсем ничего. Упор делался на байопики о Сталине и демократически мыслящих русских людей прошлого века.
Но экран чем-то заполнять надоть.
На помощь пришли фильмы, копии которых вывезли из Германии. Их объявили трофеями и пустили по стране веером.
По мнению идеологов карнавал зарубежного кино серьезный просчет Сталина в культурной политике. Страна увидела другую жизнь и героев индивидуалистов.
Одним из самых харизматичных героев стал Тарзан.
Как написал Иосиф Бродский в эссе «Трофейное»:
«И я утверждаю, что одни только четыре серии «Тарзана» способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии».
Какие же именно фильмы с «участием» Тарзана увидел советский зритель?
Увидел он серию лент с участием пятикратного олимпийского чемпиона-пловца Джонни Вайсмюллера, кинокарьера которого началась в 1932 ролью Тарзана, ею же и закончилась.
Самыми успешными стали первые шесть фильмов, сделанные фирмой «МГМ». В этих картинах партнершей Вайсмюллера выступила Морин О Салливан, игравшая Джейн, а также обезьяна Чита.
Вот четыре «МГМовских» фильма из шести и увидел наш зритель в 1952 году.
Первый фильм «золотой серии» «Тарзан: человек-обезьяна» вышел за двадцать лет до этого и стал образчиком «тарзанианы». Именно там впервые появилась Чита, которой в книге не было, и прозвучал классический тарзаний крик.
Выйдя под названием «Тарзан» в СССР фильм собрал 42,9 миллиона зрителей, заняв 35 место по посещаемости среди зарубежных лент в отечественном прокате.
Второй фильм цикла «Тарзан и его подруга» (1934) мы проигнорировали, а вот третий «Спасение Тарзана» (1936) выпустили, назвав его «Тарзан в западне». Он лишь немного уступил по сборам первой ленте: 41,3 миллиона зрителей, 41 место.
Четвертый фильм «Тарзан находит сына» (1939), где рассказывается, как Тарзан усыновил найденного в джунглях ребенка и не пожелал отдавать его родне, собрал чуть меньше: 38,6 миллионов зрителей, 56 место.
Пятый фильм «Тайное сокровище Тарзана» (1942) мы не увидели, а шестой «Приключения Тарзана в Нью-Йорке» это картина с прыжком Тарзана с Бруклинского моста, так поразившая Бродского. 39, 7 миллионов зрителей, 49 место.
«Приключения Тарзана в Нью-Йорке» стали последним совместным фильмом Вайсмюллера и О Салливан; последней картиной сделанной пловцом для «МГМ» и последним фильмом о Тарзане в Советском прокате.