АКТРИСА, НЕ ПЕРЕЖИВШАЯ ПОСАДКИ МУЖА
Лариса Пашкова (1921-1987) была в свое время известной актрисой, но сейчас интересны не ее актерские работы, а трагедия падения с позиции княгини мира сего.
У Ларисы была старшая сестра Галя Пашкова (1916-2002). Вот смотря на Галин путь, девочка и рванула в театральную студию. Сестры дослужились до прим Вахтанговского театра, а в 1952 году получили на пару Сталинскую премию за спектакль «Егор Булычев и другие».
В кино свою главную роль Пашкова сыграла за кадром, озвучив Кабирию в фильме Феллини. Получилось настолько хорошо, что восхищенная Джульетта Мазина подарила Пашковой свой портрет с благодарственным автографом.
А так в кино Пашкова не очень состоялась. Внимательный зритель может вспомнить ее в фильмах «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Вольный ветер», «Добряки».
В театре также наметился бенц. Лариса попала в такую страшную автокатастрофу, что осталась хромой. Но тогда в театре Пашкову еще уважали. Стоило ей найти инсценировку романа Золя «Западня», где главная героиня была хромой, как спектакль приняли к постановке.
В плане семейном Пашкова вытянула счастливый билет. Вряд ли кто догадывался, что он обернется проигрышным, а банкротства актриса просто не выдержит.
Будучи студенткой, Лариса вышла за однокурсника Анатолия Колеватова (1920-1997). Тот попробовал работать вместе с сестрами в театре Вахтангова, убедившись, что просиживать годами штаны ради достойной роли, то еще занятие.
Бросив актерскую стезю, Колеватов занял пост директора Ленкома. Вершины административной деятельности достиг, сев в кресло директора Союзгосцирка.
Игорь Кио вспоминал:
«Впервые нашим начальником стал не партийный работник, не военный, а человек из театра, от искусства. При первом знакомстве с ним артисты просто балдели, с непривычки, от такого обращения. Входит к новому генеральному директору Олег Попов. Знакомы они прежде не были, но Колеватов встает из-за стола и вместо «здрасьте» обнимает Олега, целует. На что совершенно растерянный Попов говорит: «Вы знаете, меня за сорок лет в этом кабинете никто и никогда не обнимал и не целовал». А Колеватов ему: «А как иначе? Вы — наш бриллиант, а мы — ваша оправа».
Вообще цирковые Колеватова любили.
Никулин, Попов, Кио встали на его защиту, едва случилась беда.
В день похорон Суслова 28 января 1982 года Анатолия арестовали.
По поводу ареста существует две взаимоисключающие версии.
Согласно первой, Колеватов погорел за тесные связи дочери с Галиной Брежневой. Та вообще любила дружить с цирковыми (среди наиболее близких друзей числились бывший муж акробат Евгений Милаев и едва не ставший мужем Игорь Кио). Расчищавший себе путь к власти Андропов щелкнул в сторону Колеватова зубами.
Согласно второй, пост директора Союзгосцирка приглянулся все тому же Милаеву.
Третью версию, версию следствия, почему-то никто не воспринимает всерьез, — Колеватов брал взятки.
Вам приходилось дарить подарки начальнику? Вот и у Колеватова та же история — на шестидесятилетие ему накидали презентов выше крыши. Когда следователи начали директора раскручивать, тот, считая, что не сделал ничего зазорного, спокойно объяснял: «Это подарок такого-то, а этот такого-то».
Кио, кстати, перекладывал часть вины на женскую половину Пашковых:
«Не хочу идеализировать Колеватова: у него были свои недостатки. К тому же его жена и дочь не совсем правильно себя вели и, может быть, в чем-то и явились виновницами той печальной истории, когда Анатолия Андреевича арестовали, инкриминировав ему получение взяток. Лариса Алексеевна могла, например, при посторонних брякнуть: «Ну что это… артист такой-то (она называла, разумеется, фамилию) привез Толе из-за границы штаны… Скинулись бы лучше — и «мерседес» ему подарили».
Сразу же после ареста за Колеватова развернулась борьба. На Петровку пришло постановление Генеральной прокуратуры СССР о немедленном освобождении директора. Но Комитет партийного контроля при ЦК КПСС взбунтовался. Целый день Андропов лоббировал на Старой площади арест Колеватова и прокуратура сдалась.
Следствие шло два года. Получил Колеватов 13 лет, невзирая на многочисленные ходатайства цирковых, включая Никулина и Попова.
Что же в это время происходило в жизни Ларисы Пашковой? Она чувствовала себя зачумленной. Сейчас уже не скажешь, действительно ли косились в ее сторону коллеги или Лариса себя накручивала. Ясно одно — понижение социального статуса ударило столь сильно, что женщина наложила на себя руки.
А Колеватов в связи с наступлением либеральных времен вышел на свободу сильно досрочно.
Никулин звал его в цирк на любую должность, но Анатолий принял приглашение Виктора Коршунова и пошел на административку в Малый театр.
Надо все-таки уметь принимать тюрьму и суму.
А Ларису Пашкову жаль.