КиноСоветское кино

ВАЛЕНТИНА КИБАРДИНА. АКТРИСА, КОТОРУЮ НИКТО НЕ ПОМНИТ ПО ДЕСЯТКУ ТЕАТРАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, А ПОМНЯТ ПО ОДНОЙ КИНОШНОЙ

5 октября скончалась Валентина Кибардина (1907-1988), актриса, примером своим показавшая — остаться в широкой памяти народа можно лишь сыграв знаковую роль в кино, сколько ты там в театре не играй.

Тридцать лет кряду выступала Кибардина примой в БДТ, а вспоминают о ней только благодаря роли киношной.

Кибардиной почти сразу пришлось себя ломать именно для профессии. Придя семнадцатилетней девушкой в театральную студию Юрия Юрьева, она столкнулась с пьесами Шекспира и прочей драматической сложностью до которой не доросла. Юрьев видел в ней актрису героического склада, но сама Кибардина с ветром в голове чувствовала вдохновение лишь в ролях бытовых, где могла опереться на собственный небольшой опыт.

Так было лишь на первых порах. Овладевая профессией, Кибардина пришла к ролям героическим, следовательно, Юрьев видел все правильно.

С БОРИСОМ ЧИРКОВЫМ В "ЮНОСТИ МАКСИМА"
С БОРИСОМ ЧИРКОВЫМ В «ЮНОСТИ МАКСИМА»

В 1934 году Валентина прошла сложный кастинг в кинопроект «Юность Максима». Сперва режиссеры Козинцев и Трауберг видели в главных ролях Эраста Гарина и Елену Кузьмину, съемки с их участием даже начались, но дело не задалось, и на площадке появились Борис Чирков и Валентина Кибардина. Кибардина появилась даже раньше, ей предназначалась комедийная эпизодическая ролька разбитной хохотушки, в итоге она получила роль главную.

«Юность Максима» стала таким же хитом на долгие года, как комедии Александрова и Пырьева. Был счастливо найден образ главного героя Максима, которого авторы наделили фольклорными чертами Иванушки-дурачка, совершающего метаморфозу в богатыря Ивана. Немедленно запустили продолжение «Возвращение Максима», а потом и третий фильм «Выборгская сторона». Каждая новая часть оказалась не то чтобы хуже, а суховатей, скучнее предыдущей. Уже в «Возвращении Максима» персонаж Михаила Жарова конторщик Дымба выглядел много живее главного героя. Максим терял юношеское, непосредственное обаяние, становясь винтиком государственной машины. На примере трилогии Козинцева и Трауберга можно наблюдать как по жанровым и жизненным законам шебутной парень превращается в функцию и, право, это говорит о практике власти (не только советской) гораздо больше, нежели философские труды.

Метаморфозу подобную Максиму проделала и героиня Кибардиной Наташа. В первом фильме она молодая, энергичная и даже сексапильная подпольщица. Во втором дорастает до редактора «Правды». «Выборгская сторона» явила ее комиссаром петроградского совета. За последний фильм трилогии Кибардину наградили орденом Трудового Красного Знамени и дали звание Заслуженной артистки РСФСР.

С БОРИСОМ ЧИРКОВЫМ В "ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЕ"
С БОРИСОМ ЧИРКОВЫМ В «ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЕ»

Главная же награда не замедлила ждать, — популярную актрису пригласили в Ленинградский БДТ, и на долгие годы театр занял в ее жизнетворчестве основное место. Именно по перенесенным на пленку спектаклям можно теперь судить об игре Кибардиной в «Разломе» Лавренева, «Врагах» Горького, «Любови Яровой» Тренева. За «Разлом» Валентина  получила Сталинскую премию в 1951. В том же году стала Народной артисткой РСФСР.

С кинематографом после триумфа в «Максиме» не складывалось совсем. Широкий зритель может вспомнить Кибардину разве что по роли матери главной героини в фильме «Не забудь… станция Луговая».

В СПЕКТАКЛЕ "РАЗЛОМ"
В СПЕКТАКЛЕ «РАЗЛОМ»

Когда в БДТ пришел Товстоногов, режиссер, с которым связана самая яркая страница в истории этого театра, Кибардиной было уже под пятьдесят, с Товстоноговым она не сработалась. В 1966 вышла на пенсию и, считай, пропала из виду, хотя прожила еще двадцать лет.

Трилогия с ее участием в истории кинематографа осталась.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»