КиноСоветское кино

БЫЛ ЛИ РЕПРЕССИРОВАН СОВЕТСКИЙ БАСТЕР КИТОН?

После того как комедия «Сердца четырех» прошла в США, тамошняя пресса окрестила Павла Шпрингфельда (1912-1971) «советским Бастером Китоном», чем обеднила его палитру.

Шпрингфельд совершенно явно был рассчитан на большее, нежели комический персонаж без улыбки. 

Он — пример актера, которому Советы позволили выбиться к яркой жизни. Что ждало в Российской империи сына часовщика из немцев (отец умер, когда ребенку исполнилось семь лет) и русской батрачки по найму? А при Советах Павла отправили на обучение в ГИТИС (тогда ЦЕТЕТИС), едва он показался в драмкружке Краснодарского маслобойного завода.

Именно из ЦЕТЕТИСа, осматривающий таланты по всей Москве режиссер Павел Судаков, увел Шпрингфельда и юную Валентину Серову в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), где Шпрингфельд доказал обоснованность своих претензий на главные роли современных героев. Судаков доверил ему исполнение Павки Корчагина. Вся театральная Москва обсуждала — может ли Корчагин быть таким утонченным да интеллигентным? Где-то наверху решили — не может. Наш Павка боевой, уличный рабочий. Спектакль Судакова раздолбали, его самого уволили. Против увольнения на собрании протестовал только Шпрингфельд, но и он долго в ТРАМе не задержался, перейдя в Театр имени Моссовета.

Там ролей ему не давали вообще. Потому дебютировав в кино (ролью вора в горьковской экранизации «Моих университетов»), Шпрингфельд стал штатным актером киностудии.

Серова, Целиковская, Самойлов и Шпрингфельд в "Сердцах четырех"
Серова, Целиковская, Самойлов и Шпрингфельд в «Сердцах четырех»

В 1941 году судьба вновь свела его с Серовой (Безработная легенда). Комедия Константина Юдина задержалась на пути к зрителям, но совсем не потому, что началась война, а на экране водевильный старший лейтенант ухлестывал за симпатичной математичкой. Еще в мае 1941 года «Сердца четырех» подверг уничижительной критике сам Жданов. На собрании творческого актива в Комитете по делам кинематографии он посетовал что, мол, в фильме сюжета на десять минут, а размазывают его на полтора часа; в картине царит безделье и дешевые приёмчики типа паданья в воду. «Сердца четырех» вышли в прокат только победным маем 1945.

Их смотрят до сих пор.

До какой степени была широка актерская палитра Шпрингфельда говорит следующий факт: вслед за ролью блаженного ученого в «Сердцах…» он сыграл Ивана Грозного в байопике «Первопечатник Иван Федоров» (Иваны Грозного нашего кино).

В 1945 Юдин еще раз сопряг на экране Целиковскую и Шпрингфельда в комедии «Близнецы».

И опять был успех.

Что случилось дальше до сих пор не совсем понятно.

В роли Ивана Грозного
В роли Ивана Грозного

Есть сведения, что Шпрингфельда репрессировали еще во время войны, как этнического немца. Однако, судя по фильмографии, это не так. Шпрингфельд стабильно снимался вплоть до 1947, когда образовался четырехлетний перерыв, не пошедший ему на пользу. Только это косвенно свидетельствует о посадке, ибо больше пока не представлено никаких документов. 

Опять же, если актер сидел — почему его так быстро на свободу отпустили?

Виталий Вульф настаивал на версии, что Шпрингфельда освободили благодаря хлопотам Серовой и ее всемогущего мужа Константина Симонова. Все может быть. Заметим просто, что у Симонова было мало поводов подставляться и хлопотать за Шпрингфельда, ибо именно Павел оказался косвенным виновником ухода Серовой с черным билетом из Малого театра. Малый Серова потеряла поскольку, напившись, не вышла на спектакль. Напилась же потому, что в гости заглянул с раннего утра друг юности Шпрингфельд.

В любом случае, после перерыва (чем бы не был он во время малокартинья вызван) в кино Шпрингфельд вернулся не на первые позиции и с клеймом исполнителя отрицательных ролей.

"Джентльмены удачи"
«Джентльмены удачи»

В 1951 он сыграл украинского националиста Пантелеймона Кулиша в байопике «Тарас Шевченко» (КАК В СССР СМОТРЕЛИ НА НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ. ПРИМЕР ФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ БОНДАРЧУКА). В 1953 шпиона Орфано в дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». В следующем году предстал предателем в «Детях партизана».

Весьма скоро актер скатился на уровень эпизодника, правда, блестящего. Можно вспомнить французского офицера из «Гусарской баллады» (1962), бургомистра из сказки «Город мастеров» (1966), контразведчика из «Бега» (1970).

Последней его ролью стал уголовник-рецидивист, подрабатывающий на пенсии гардеробщиком в Большом театре из «Джентльменов удачи».

Увидеть ее на экране Шпрингфельд не успел, умер.

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»