ТеатрЭстрада

Сожжение партбилета Марком Захаровым. «Это был дурацкий поступок, о котором горько сожалею».

28 сентября скончался Марк Захаров (1933-2019), многим запомнившийся репризой «Сжигание партбилета по телевизору».

Вот об этом и поговорим.

В КПСС Захаров вступил в 1973 году, когда у него появилась возможность занять место худрука в Ленкоме. Без вступления в партию никакой театр ему бы не дали.

Сейчас как-то забылось, а ведь ставил Захаров не только Горина да «Юнону с «Авосем«, записным драматургом театра был Михаил Шатров, а одним из самых громких спектаклей «Оптимистическая трагедия» Вишневского. Другое дело, что левая интеллигенция, которая диктовала моду и вкусы брежневского периода, акцентировалась на «Тиля», а не постановки, рожденные соблюдением правил игры.

Ведь режиссер государственного театра не может не соблюдать правил. Ему потребно сильно больше ресурсов и явно недостаточно четырех копий «Эрики». А с другой стороны без диссидентского налета успех в 1970-ые был просто невозможен. Востребованный художник не может работать без учета хотелок общества. Вот и осваивай эзопов язык, создавая во многом совершенное искусство. Сейчас даже трудно представить насколько популярной была Таганка и Ленком, мы видели во что они выродились, когда оказался выкачен питавший их воздух.

Сын репрессированного отца Марк Захаров, едва представилась возможность, выступил по телевидению с публичным требованием вынести Ленина из мавзолея и захоронить по-христиански.

А там и очередь партбилета пришла.

Марк Захаров и Олег Табаков в телепередаче "Киносерпантин"
Марк Захаров и Олег Табаков в телепередаче «Киносерпантин»

Вопреки сложившемуся мнению сожжение случилось не в передаче «Взгляд», а в «Киносерпантине». Если кто-то видел, как это происходило, поделитесь в комментах воспоминаниями. В сети есть выпуски с участием Марка Захарова в качестве ведущего «Киносерпантина», но сожжение партбилета мне не попадалось. Многие даже сомневаются, что это было именно сожжение партбилета. В частности Сергей Есин занес в дневник: «…партийный билет, по определению, ни сжечь, ни намочить, чтобы размыть текст, просто нельзя. Он сделан из особой бумаги, которая при горении сначала должна плавиться».

Ладно, партийный билет или какой другой, меня больше занимает вопрос — ориентировался в своих поступках Марк Захаров на собственные вкусы или общественные?

В своей статье «Предатели» он очень четко артикулирует позицию Большого режиссера, который должен ставить спектакли при любой общественной погоде, при этом нигде впрямую не говорится о постановках спектаклей.

«Мозг человека подарен ему Всевышним для интенсивной работы. С его помощью человек обязан постоянно корректировать собственное поведение в связи с меняющимися обстоятельствами жизни. Но не только поведение человека обязано видоизменяться; человек не должен бояться изменять собственные воззрения и даже убеждения».

И дальше:

«В третьем классе я урыдался на спектакле о Павлике Морозове, а сейчас, высушив слезы, думаю … о том безвестном человеке, который, отбросив однажды волоком волочившиеся по земле полозья, изобрел колесо, бросив тем самым традициям отцов и дедов дерзкий вызов: дескать, смотрите, не желаю жить вашим умом! Не желаю следовать вашим традициям! Предатель».

Сошло на нет время разбрасывать камни, целясь в социализм и пришлось Марку Захарову прилюдно сожалеть о публичном сожжении красной книжицы (ТАК ЛИ БЕЗДАРНА «ПРИНЦЕССА ЛЕНКОМА» АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА КАК ОБ ЭТОМ СУДАЧАТ КОЛЛЕГИ?).

«Знаете, по прошествии лет готов честно признать: это был дурацкий, спонтанный поступок, о котором горько сожалею. Акт сожжения краснокожей книжицы носил форму необузданной и абсолютно излишней театральности»

Остается добавить, что ставил Захаров до самого конца, вписав свое имя в историю русского театра навечно.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»