КиноСоветское кино

Неудачница Гурченко

Только чудом можно объяснить, что мы знаем Людмилу Марковну Гурченко не только по «Карнавальной ночи» («В БРАКЕ С КОБЗОНОМ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ БЫЛО…» НА ЧТО ОБИДЕЛАСЬ ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО?).
Ведь без малого двадцать лет актриса пыталась взять высоту, покоренную в юности, казалось бы, случайно.

После «Карнавальной ночи» под Гурченко спешно сварганили сценарий «Девушка с гитарой». Кроме популярнейшей актрисы героем фильма стал Московский международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года.

В процессе съемок Гурченко вызвала недовольство в Министерстве культуры. Сама она связывала случившееся с отказом сотрудничать во время фестиваля с органами.

«Министр кричал: «С лица земли сотрем! Имени такого не будет!» Из всего разговора я поняла, что во мне нет ни капли высокого патриотизма. Оказывается, где-то не под ту песню потанцевала».

В «Комсомольской правде» появился фельетон ведущего партийного насмешника Ильи Шатуновского (Советский фельетонист против Эдуарда Стрельцова, Марка Бернеса и Людмилы Гурченко). Гурченко обвинялась во вполне конкретных вещах: левых концертах.
Кольцо сжималось.
Спасти начинающую актрису мог успех, сравнимый с «Карнавальной ночью». Но «Девушка с гитарой» оказалась блеклым подражанием творению Рязанова, хотя нынче ее с удовольствием смотрят, благодаря актерским работам Жарова, Раневской, Никулина.
В этом фильме Гурченко по существу старательно повторяла все найденное в «Карнавальной ночи».
Неплохой по сборам фильм был сочтен провалом. На него обрушился водопад критики.
Людмила Марковна так оценивала ситуацию:

«Это был настоящий приговор. Очень скоро фамилии Гурченко не стало. Долго надо мной будут витать: «однодневка», «несерьезно», «не советуем», «не желательно». Перестали снимать. Забыли. Тихо похоронили. Забальзамировали».

Между тем, стоит посмотреть на фильмографию актрисы, как выяснится, что снимать не перестали. Просто фильмы были «не те».
И падение зрительского интереса к Гурченко не поражает резкостью. Интерес снижался постепенно.

С ПАВЛОМ МОРОЗЕНКО В ФИЛЬМЕ «РОМАН И ФРАНЧЕСКА»

Нельзя отрицать репрессий по отношению к актрисе. Следующие главные роли она сыграла на киностудии Довженко. Видимо вспомнили, что Людмила родом из Харькова и отправили с «Мосфильма» по месту жительства.
На украинской киностудии Гурченко встретили в вооружении профессиональных сил.
Мелодрама из времен Великой Отечественной войны «Роман и Франческа» пользовалась популярностью. Фильм посмотрело свыше 27 миллионов зрителей.

А тяжелая драма из жизни украинской крестьянки, становящейся на путь проституции, «Гулящая» собрала зрителей еще больше.
Это фильмы не торт. Главной зрительской приманкой была Гурченко.

В 1961 Людмила встретилась на съемочной площадке с режиссером Владимиром Венгеровым. Он подарил ей роли в заметных фильмах «Балтийское небо» и «Рабочий поселок», а также сотрудничество с актером Олегом Борисовым. Кроме фильмов Венгерова Гурченко снялась с Борисовым в комедии «Укротители велосипедов».

«БАЛТИЙСКОЕ НЕБО»

Подзабывать Гурченко начали во второй половине шестидесятых. У того же Венгерова она играла дай бог так каждой актрисе, но зритель то ждал Леночку Крылову.

Постепенно утрачивались лидирующие позиции.
Роль в «Женитьбе Бальзаминова» яркая, но далеко не главная.
Певичка кабаре во «Взорванном аде».
Какой-то майор милиции в каком-то «Эксперименте».
Коммерческий провал фильмов «Нет и Да» и «Белый взрыв», где у Людмилы были главные роли, знаменовал следующее: зритель больше на нее не «покупался».

Но в начале семидесятых пошли редкие удачи. Юлия Джули в «Тени» по Шварцу. Телефильм «Табачный капитан», где Людмила нащупала образ, который довела до совершенства в многочисленных бенефисах.

Наконец, «Старые стены». С этой картины 1973 года Гурченко отмечала свое второе творческое рождение.

«СТАРЫЕ СТЕНЫ»

Вспоминая эти годы, актриса признавалась:

«Мысль о самоубийстве возникала не раз.  Я никому не нужна была! Все умела, а никому не нужна! Проходила бесконечные пробы — без толку. Выбраться из этого было невероятно».

Но ведь выбралась!
Разве можно представить мир нашего кино без «Вокзала для двоих», «20 дней без войны», «Небесных ласточек» или «Соломенной шляпки»?

Смотрите на Гурченко!
Не теряйте надежды!
Всё будет!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»