Эстрада

КАК БЫСТРО ПОГАСЛА КАТЯ ОГОНЕК

17 мая могла бы отмечать день рождения Катя Огонек (1977-2007), ушедшая рано, едва перевалив тридцатилетний рубеж.

Каждый такой уход порождает массу инсинуаций в размышлениях «Кто виноват?» (вспомним, как долго и настырно искали виновников гибели Юлии Началовой — ЮЛИЯ НАЧАЛОВА, КОТОРОЙ НЕЧЕГО БЫЛО ПЕТЬ). Вот и отец Кати Огонек сказал в сердцах: «Её убили. Не ножом, не пулей – её убили, заставляя жить так, как она жила».

Извините, но при жизни Кати родных все устраивало. Более того, на эту судьбу девочку программировали с детства.

Мама — танцовщица. Отец – музыкант, работавший с «Самоцветами». Девочка не знала куда пойти — к умным или красивым? Делать жизнь с кого – папы или мамы? На всякий случай закончила в Кисловодске две школы – музыкальную и хореографическую. 

То есть, уже изначально Кристина Пенхасова, позже взявшая сценический псевдоним Катя Огонек, мыслила себя в музыке. 

Пробиваться на эстраду Кристине пришлось по временным меркам недолго, но сколько неудач вместило в себя это «недолго»!

Кристина соприкоснулась с жанром шансона, попав в раскрученную группу Михаила Танича «Лесоповал» (Сергей Коржуков. Загадочная смерть певца шансона). Там девушка долго не задержалась, не в силах вписаться в коллектив. 

Она говорила: 

«Я как дурочка приходила на каждую репетицию, выкладывалась. А ребята относились ко мне не как к женщине, а как к мужчине, который у них чего-то там отнимает… Ну, раз поругались, два. А потом я подумала: зачем мне эти скандалы? Они — уже известный коллектив, у них есть своя ниша. А мне еще петь и петь, у меня свое будущее. И я не стала лезть на рожон, а просто сама тихо-спокойно ушла. Танич мне сказал: «Катя, не обращай внимания на ребят. Ты пойми, главный здесь я». Да, главный — он, я не спорю. Но ребята есть ребята. Я сказала: Михал Исаевич, извините меня, ради бога. Зачем я буду напрягать всех?»

На Кристину обратил внимание композитор Александр Морозов, попробовавший раскрутить ее под именем Кристины Пожарской. В репертуар Пожарской входили песни Дербенева и Шаганова, она появилась на «Музыкальном ринге», спела в дуэте с Женей Белоусовым, но публику не покорила. 

По словам отца, расставание с Морозовым произошло по настоянию жены последнего, которая приревновала мужа к протеже и выставила условие: «Я или она». 

После Морозова Кристина ввязалась в фривольный дуэт с Михаилом Шелеговым. Пара  исполняла песни на грани фола, затрагивая сексуальную тематику. Вышло два альбома «Миша+Маша=Ша!» и «Маша-Ша – Резиновый Ванюша».  

Вот образ Маши-Ша этих альбомов был первым подступом Кристины к Кате Огонек.

Итак, за короткий срок певица 21 года сменила три проекта, последний из которых принес ей локальную известность.

В 1998, когда у нормальных людей был дефолт, вдруг поперла карта двум исполнителям: Шуре (Шура: Быстрое сгорание) и Кате Огонек. Первые альбомы, которые Кристина выпустила в качестве Кати «Белая тайга 1» и «Белая тайга 2» утвердили ее в качестве звезды. Хорошо ли это было с точки зрения музыкального материала, сказать не берусь, но подачу продюсер Вячеслав Клименков продумал. Проникновенные песни о нелегкой бабьей доли, с тюремным налетом… Была вброшена легенда, что Катя Огонек сиделица, мотающая срок за сбитого насмерть пешехода. На обложке кассеты указали адрес лагеря, куда певице следует писать. 

«Белая тайга 1» выстрелила так мощно, что Клименков столкнулся с проблемой: его завалили предложениями о гастролях. Пришлось срочно придумывать Кате Огонек освобождение по УДО. 

Народ поверил в Катю Огонек, поскольку образ разбитной, доброй внутри, жаждущей тепла девки, соответствовал внешности Кристины и ее внутренней сущности. Здесь не существовало большого разрыва между личностью и маской, более того, в образе Кати Огонек Кристина чувствовала себя уютно. Она бравировала происхождением с околицы; отстаивая правду, могла послать далеко и надолго; на приставания в стиле Вайнштейна нередко отвечала кулаком. Такая простая, народная, наша.

Да, подспудно зрело раздражение, связанное с вопросами: «Сидела? А за что сидела? А расскажите?» Кате Огонек приходилось поддерживать легенду о тюремных нарах, поскольку «нары» стали фундаментом образа. Раскрытие продюсерских стратегий могло подорвать «уличное» реноме. Основанный на искренности образ Кати Огонек не терпел фальши, для него не было ничего страшнее, чем фраза: «Да врет она все!»

Потому Катя врала: 

«Я была осуждена по статье 211-й, часть вторая (потом мне изменили её на часть третью). В принципе ничего страшного нет в этой статье, просто случилась неприятная история, связанная с машиной. В общем, нечаянная ситуация. Провела в местах отдалённых два с небольшим года. Попала под амнистию — УДО, скорей даже не за примерное поведение, а за хорошее пение».

Врала в мелочах, но в главном держалась своей линии. Еще раз, образ Кати Огонек подходил исполнительнице как сигарета Марлен Дитрих.

На момент начала нулевых, когда Любовь Успенская после кабриолета взяла паузу, растянувшуюся в бесконечность, у Кати Огонек соперников в женском шансоне, не было. Она выстреливала по два альбома за год, не испытывая недостатка в материале. Замороченная Катя видела только работу, только зрителей, только полные залы, только охапки цветов. Она как-то не задавала себе вопрос: «А почему я такая известная, и такая бедная?»

Миллионы на ней зарабатывали другие. 

Здесь придется коснуться личной жизни певицы. 

Первый раз она вышла замуж в 19 лет, через три года брак распался. В 2001 году Катя родила дочь от гражданского мужа, боксера Левана Коява. Он стал ее концертным директором, и уже на следующий день после рождения дочери Катя нелегально отлучилась из роддома, чтобы выступить в ночном клубе. 

В 2001 году, после трех лет бесконечных концертов Катя призналась, что живет в съемной двухкомнатной квартире. Кроме нее там обитали ее родители, муж, дочка. Катя говорила: «У меня ничего своего нет. У меня нет машины, нет квартиры, дачи. У меня даже московской прописки нет, а я уже семь лет в Москве!»

В Москве Катя пробыла еще шесть лет с тем же результатом. 

Зарабатывали продюсеры, устроители концертов, директора, только не Катя.

Родные с трудом на похороны наскребли.

Любая смерть неожиданна, но Катина особенно. Как говорится, ничего не предвещало. Естественно, как за всякой кабацкой певицей за Огонек волоклись слухи о невоздержанных гулянках. Мол, пьет – колется. Но по факту Катя не была замешана ни в одном пьяном скандале. За ней сорванных по безалаберности концертов не числилось. 

Остается просто перечислить версии раннего ухода: отек легких и острая сердечная недостаточность. Кто-то выводил эти болезни от цирроза печени. Гуляла информация, что Огонек страдала эпилепсией.

Насколько не воспринимали ее экстренную госпитализацию всерьез говорит следующий факт: Катя лежала в реанимации, а от врачей требовали поставить ее на ноги как можно скорее, был заряжен ряд серьезных, ответственных концертов.

И нет сомнений, что Катя их бы отработала с блеском.

Увы, не получилось. 

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»