Битва титановТеатр

РОСТИСЛАВ ПЛЯТТ И ВЕРА МАРЕЦКАЯ: ИСТОРИЯ НЕ ЖЕНИТЬБЫ

17 августа умерла Вера Марецкая (1906-1978). 

Вся ее жизнь была связана с театром Моссовета и его руководителем Юрием Завадским. Мы уже говорили, как в серпентарии театре этом пробовали работать Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Серафима Бирман (Почему все любили Фаину Раневскую, а не ее соперницу?). 

Говорили и об отношениях Раневской с Пляттом (Фаина Раневская. Дуэт с Пляттом), что переросли в творческий дуэт. А вот с Марецкой у Плятта был не просто дуэт, а роман, занявший время от юности до старости. 

Когда юноша Плятт (1908-1989) поступил в 1926 в школу-студию Завадского, Марецкая уже два года как ее закончила. Вчерашняя студентка сочеталась с Завадским браком (Раневская VS. Завадский. Актриса против режиссера). 

Плятт вспоминал: 

«Когда я впервые увидел Марецкую, они с Завадским были мужем и женой. Однажды, придя к Завадскому зимой в Мансуровский переулок, я встретил в дверях беременную женщину в шубке. Она уходила и, уходя, спросила: «Юра, масло брать?» 

Да, в 1926 Вера родила мужу сына. Моментально влюбившийся Плятт заставил свое чувство заглохнуть. 

Видимо, какое-то напряжение в тройке ощущалось, ибо, как рассказывал Плятт, Завадский следил, чтобы жена и влюбленный в нее парень не пересекались на сцене, даже играя в одном спектакле. Они участвовали в постановках «Простая вещь», «Компас», «Нырятин», но совместных сцен не было. 

Только в 1937 Плятт получил парную роль с Марецкой в пьесе Скриба «Стакан воды». Вера Петровна играла королеву Англии Анну.

Первый блин вышел комом. 

Плятт говорил:

«В «Стакане воды» я впервые был ее партнером, хотя не очень люблю об этом вспоминать: увы, Болингброк у меня не получился, и, восхищаясь Марецкой, я конфликтовал с самим собой».

Дальше завертелась цепь событий. Завадский бросил Марецкую, уйдя к балерине Галине Улановой. К этому времени Плятт женился на актрисе Нине Бутовой. Марецкая тоже не стала тормозить и вышла замуж за актера Георгия Троицкого.

Таким образом, каждый из треугольника обзавелся новой семьей. 

Первой потеряла семью Марецкая, — Троицкий погиб на фронте. На ее руках осталось двое детей.

Плятт уходил из театра Завадского на пятилетку, в 1944 вернулся. 

Вот здесь пошла совместная работа актеров. Хитом стала комедия Бронислава Нушича «Госпожа министерша» (1946), в рамках которой Плятт и Марецкая создали отдельный номер, позволивший им покорить эстрадные подмостки. Они тридцать лет играли его на встречах со зрителями, хотя спектакль давно выпал из репертуара. Сцену из «Госпожи министерши» сняли для телевидения, записали на радио. 

Большим успехом пользовалась комедия Софронова «Миллион за улыбку» (1959), где Плятт и Марецкая играли супругов. Насколько удобно было им существовать рядом, широкий зритель может заценить по кинокомедии «Легкая жизнь» (1964). 

О совместной работе Плятт вспоминал:

«Бывало, зайдешь к ней просто навестить, а она сразу: «Давай поговорим!» Это значит — покидаемся репликами из нашей сцены. «Верочка, я же не взял роль!» — «Ну, по мысли-то помнишь? Давай!» На столе появлялась заветная тетрадь, и Вера Петровна начинала «притираться» к партнеру, требуя один ход, другой, искренне возмущаясь, когда я отвечал ей затверженной, а не сиюминутной интонацией, ликуя, когда мы по-живому сцеплялись друг с другом».

В "ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ" ПЛЯТТ И МАРЕЦКАЯ ИГРАЛИ СУПРУГОВ МУРОМЦЕВЫХ
В «ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ» ПЛЯТТ И МАРЕЦКАЯ ИГРАЛИ СУПРУГОВ МУРОМЦЕВЫХ

Но Плятт отмечал и другое, — тотальную зависимость Галатеи Марецкой от Пигмалиона Завадского. Рисунок роли актриса согласовывала с его чихом и без одобрения режиссера терялась, не находя точки опоры.

При этом Плятта не допускали в святая святых, — творческую лабораторию бывших супругов.

«Мы и с ней, и с Завадским были, смею сказать, друзьями. Но если мне случалось войти в комнату, когда они работали, разговор тотчас же прекращался, они меняли тему, занятия приостанавливались. К таинству их совместного труда не допускался никто».

Благоговение перед Завадским, — одна из причин конфликта Марецкой с Фаиной Раневской, которая, как известно, могла режиссера вербально приложить.

К сожалению, и с Пляттом возникло у Марецкой недоразумение. В поисках бенефисной роли она разыскала пьесу Джерома Килти «Милый лжец». Там было всего два персонажа: писатель Бернард Шоу и актриса Патрик Кэмпбелл. Плятт же, как назло, сорвал голос, и репетировать пьесу с огромным количеством текста отказался. 

«Милый лжец» стал популярным в постановке МХАТа с участием Ангелины Степановой и Анатолия Кторова (ЗАИКАНИЕ И ПОТЕРЯ ПАМЯТИ: ЧТО МЕШАЛО АКТЕРУ КТОРОВУ). В театре Моссовета пьесу начала лоббировать для себя Любовь Орлова. Плятт опять отказался играть, теперь уже скрепя сердце. Он мечтал о роли Шоу, вылечил горло, но… поймет ли Марецкая? Приглашенный аж с Украины актер Михаил Романов скончался, едва отыграв премьеру «Милого лжеца». Дирекция потребовала у Плятта ввестись на роль. 

Все это время Плятт продолжал жить с Ниной Бутовой. Это был брак, производящий впечатление гостевого. Судя по воспоминаниям, Нина не занималась домом, а Плятт с нее ничего не требовал, в конце концов, оба были актерами. В театре Моссовета Бутова находилась на подхвате, однако, в 1972 все же получила звание Заслуженной. 

Зачатки новой драмы наметились, когда 5 апреля 1977 года умер Завадский. Готовящийся отмечать семидесятилетний юбилей Плятт ушел из семьи, решившись сделать предложение своей стародавней любви. Слава Богу, Марецкой хватило ума осознать неумолимость времени. Плятт вернулся к Бутовой. 

Его жена ушла 22 июля 1978 года. 

Менее чем через месяц за ней последовала Вера Марецкая.

У ее гроба Плятт сказал: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»